Налогообложение в Древней Руси
С X века по мере развития княжеских хозяйств, вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появляются денежные налоги. Развивается и внутренняя торговля, как следствие возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. В этот период устанавливаются фиксированные нормы дани, время и место ее сбора.
Для взимания сборов организуются специальные места ("погосты" и "станы").
Косвенное налогообложение в Древней Руси существовало в виде торговых пошлин. К ним относились: "мыт" и "перевоз" (взимались за провоз товаров через горные заставы или реки соответственно), "вес" и "мера" (за взвешивание и измерение товаров), "гостиная" (за право иметь склады) и др.
На ранних этапах государственности, отсутствие органов, специально осуществляющих сбор тягла, было обусловлено эпизодическим характером такой деятельности, которая поручалась отдельным лицам - великокняжеским слугам. С оформлением на Руси "системы кормлений", сборами на местах стали заниматься вольные слуги князя - кормленщики-наместники, через приближенных им людей (холопов, тиунов и пошлинников). Нормы "Русской Правды" точно определяли, что бремя содержания сборщиков перекладывалось на податное население: вирнику на неделю полагалось 7 ведер солода (пива), кусок или две ноги баранины, в среду и пятницу - сыры, хлеба и пшена по потребности и дополнительно по две курицы на день. Размер сборов или "кормов" определялся уставными грамотами.
Таким образом, сборщики налогов (вирники) в своей деятельности должны были руководствоваться своего рода инструкцией.
На первом этапе зарождения налоговых отношений на Руси основной формой налогообложения и источником пополнения княжеской казны была дань, представлявшая собой нерегулярный, но в дальнейшем более систематический прямой налог с покоренных племен и народов, взимавшийся в натуральной или денежной форме.
Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались как внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами. Действовали нормативные правовые акты: Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция Русской Правды (ст. 42, Покон вирный).
На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:
1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;
2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;
3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;
4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.
На этапе становления системы сборов в условиях феодальной раздробленности и иноземной зависимости (XII-XIV вв.) огромное влияние на развитие хозяйственной жизни государства на втором этапе развития налоговых отношений имел не только признак самобытности России, но и иго Золотой Орды.