Заключение
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.
В зависимости от цели создания внебюджетные фонды делятся на экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и т.п., с последующим их подразделением по конкретным функциональным, отраслевым и прочим признакам.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
В финансовой системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды возникли по Закону РСФСР от 10 октября 1991 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». С 1 января 1992 года взимались обязательные страховые взносы для образования различных социальных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (упразднен в 2001г), федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования. Плательщиками взносов являлись работодатели (юридические и физические лица - предприниматели), а также граждане при формировании Пенсионного фонда. Средства этих фондов принадлежат страховщикам, имеют строго определенные цели и не входят в состав государственного бюджета.
Государственные внебюджетные фонды выполняют распределительную, фискальную, регулирующую, воспроизводственную и страховую функцию.
Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.
Каждый из действующих внебюджетных фондов расходует средства исключительно в соответствии с направлением деятельности и (или) в соответствии с действующими положениями о направлениях расходования средств бюджета.
С целью объединения и упрощения отчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001г. был введен единый социальный налог главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, в котором были консолидированы взносы в ПФ РФ, ФОМС и ФСС. ЕСН составляет 26% от фонда оплаты труда, причем 20% - в Пенсионный фонд РФ; 2,9% - Фонд социального страхования; 3,1% - Фонд обязательного медицинского страхования.
В системе ЕСН также присутствуют и элементы накопительной пенсионной системы. А именно 6% подлежат выплате непосредственно сразу нынешним пенсионерам; 10% - взносы на страховую часть трудовой пенсии и 4% - для формирования накопительной части трудовой пенсии. Именно последнее вызывает большие споры среди специалистов, так как чрезвычайно трудно разместить такие деньги (около 1 млрд. долларов) с целью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной безопасности в условиях российской экономики.