Цели и правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ
Как видно из перечня видов страхового обеспечения, приведенных в табл.2. 1, с помощью средств государственных внебюджетных фондов государство решает такие важнейшие социальные задачи, как обеспечение социальной защиты населения, повышение его жизненного уровня, оказание социальных услуг, сохранение улучшение здоровья. Все эти задачи решаются в рамках выполнения государством его социальной функции, а средства, мобилизованные в фонды, служат источником финансирования различных видов социального обеспечения.
Что касается источников финансирования социальной защиты населения, мировая практика социального страхования свидетельствует, что надежным методом ее финансового обеспечения в рыночных условиях является трехканальное формирование фондов.
Таблица 2.1 соответствия видов социальных страховых рисков и видов страхового обеспечения
Вид социального страхового риска |
Вид страхового обеспечения |
Необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность |
Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пособие по временной нетрудоспособности; пособие на санаторно-курортное лечение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей |
Трудовое увечье и профессиональное заболевание |
Пособие на санаторно-курортное лечение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием |
Инвалидность |
Пособие на санаторно-курортное лечение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление членов их семей |
Материнство |
Пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения установленного законом срока, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; едино врёменное пособие при рождении ребенка |
Наступление старости |
Пенсия по старости |
Потеря кормильца |
Пенсия по случаю потери кормильца |
При этом считается, что наиболее оправдал себя механизм, когда большая часть нагрузки приходится на работодателей (50—60%), а меньшая распределяется между работниками (10—20%) и государством (30—40%), которое призвано прежде всего заботиться о наиболее уязвимых слоях населения.[13]
Удельный вес отдельных источников в финансировании социальной защиты в развитых зарубежных странах представлен в Приложении 1.
Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Основной причиной возникновения такой формы образования и использования средств в современных условиях является желание обеспечить более низкий уровень рисков по сравнению с бюджетом.[14]
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов Российской Федерации и принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации одновременно с принятием законов о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.
В целом, материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.