Цели и правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ
Внебюджетные социальные государственные фонды представляют собой особую сферу финансовых отношений и вместе с тем — форму практического использования государством финансовых отношений в виде законодательного закрепления и оформления соответствующих финансовых документов. В связи с этим чрезвычайно важной является законодательная основа функционирования государственных социальных внебюджетных фондов, в которой определяются взаимосвязи государства со всеми участниками отношений по поводу формирования централизованных фондов денежных средств социального назначения, их использования, перераспределения.
В настоящее время таким общим для всех фондов законом является Федеральный закон от 16 июля 1999 г. 165-Ф3 «0б основах обязательного социального страхования», который в соответствии с нормами и принципами международного права устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, а также регулирует отношения в системе обязательного социального страхования.
Федеральным законодательством (ст. 4 ФЗ 165) определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования в Российской Федерации, которыми необходимо руководствоваться как исходными при организации системы государственного социального страхования:
· устойчивость финансовой системы обязательного социально го страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
· паритетность участия представителей субъектов обязательно го социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
· обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
· ответственность за целевое использование средств;
· автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Именно эти основные правила были абстрагированы из сферы практики государственного социального страхования, а затем распространились на нее в качестве повседневно применяемых норм, закрепленных и поддерживаемых законодательно. Законодательство определяет и основных участников системы социального страхования, субъектов страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами уплачивать страховые взносы (обязательные платежи).
Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными за конами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Одним из назначений фондов денежных средств, сосредоточенных в государственных внебюджетных фондах социального назначения, является предупреждение возникновения социальных страховых рисков, а в случае их возникновения — финансовое страховое обеспечение застрахованного лица, поэтому каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. В том случае, когда наступило одновременно несколько страховых случаев, порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в отдельности согласно законодательству о конкретных соответствующих видах обязательного социального страхования.