Проблемы и направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц
3) Облагаются ли налогом доходы, полученные по договорам добровольного страхования жизни и страхования имущества?
В случае заключения договора обязательного страхования при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страхового случая. Не учитываются при налогообложении доходы в виде страховых выплат и по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей, а также доходы в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации (Налоговый кодекс, ч. 2, ст. 213, п. 1).
Остальные налогоплательщики подают налоговую декларацию в добровольном порядке. Эта добровольность носит несколько условный характер.
Если налогоплательщик захочет воспользоваться социальными и имущественными вычетами, то он должен в обязательном порядке подать декларацию в налоговый орган. В противном случае вычеты ему не будут предоставлены.
Если в настоящее время лица, являющиеся работниками нескольких предприятий и лица, получающие доход из нескольких источников (при превышении их дохода уровня, предусматривающего минимальную ставку налога) должны в обязательном порядке подавать по итогам года декларацию в налоговый орган по месту жительства, то в Налоговом кодексе РФ эта обязанность не предусмотрена.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Платежи НДФЛ естественным образом привязаны к тому месту, где физическое лицо учтено (зарегистрировано как налогоплательщик). Реализация права граждан на участие в управлении требует учета их как избирателей. Реализация общепризнанных прав на свободу передвижения, выбор места проживания важна для развития рынка рабочей силы, а также для обеспечения социальных гарантий. Но ведь последние обеспечиваются расходами бюджета, тем самым формирующими потребности в налоговых доходах.
Таким образом, налоговая регистрация должна быть увязана с проблемой формального учета места жительства (пребывания), регистрации избирателей. Между тем, есть еще вопросы регистрации недвижимости (жилья), вопросы оперативной регистрация передвижений, связанные с обеспечением безопасности (противодействие терроризму). В российском законодательстве все указанные вопросы локализации граждан (их прав, собственности, доходов) решаются в отрыве один от другого, запутаны, что чревато нарушениями, финансовыми и иными потерями.
Поэтому целесообразна законодательная унификация этих вопросов, с разработкой комплексного подхода по локализации/учету граждан в некотором совместном регистре, прежде всего как налогоплательщиков, а также как собственников, избирателей, бюджетополучателей (с ориентацией на решения, принятые в развитых странах). Изолированное рассмотрение вопроса лишь о разделении налоговых ставок между бюджетами будет формально и не решит действительно актуальных проблем.
За семь лет функционирования налоговой системы налоговое законодательство (в частности относительно подоходного налога) корректировалось много раз, но положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.
Для того чтобы сделать наиболее точные и правильные предложения по совершенствованию нашего налогового законодательства в отношении подоходного налога, необходимо обратиться к практике других стран.
Почти во всех развитых странах налог на доходы физических лиц [подоходный] (далее НДФЛ), занимает первое место в центральных бюджетах, формируя от 30 до 50% доходов бюджетов. Роль его в региональных и местных бюджетах много ниже, в части стран его вообще нет (перераспределение идет через трансферты из вышестоящих бюджетов).