Анализ формирования доходов бюджетной системы от платежей по НДФЛ
История российской правоприменительной практики в отношении исчисления и уплаты НДФЛ дает два основных свидетельства. Во-первых с точки зрения корпоративных финансовых интересов этот налог отвлекает существенные ресурсы из оборота предприятия, и все последние годы подвергался жесткой критике, вплоть до требования его отмены. Во-вторых, с позиции публичных финансовых интересов НДФЛ необходим как основной и наиболее стабильный доходный источник российского бюджета.
Оценка роли и места НДФЛ неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, неотработанностью налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. НДФЛ считают они не адаптирован к отечественной экономике на этапе её перехода к рынку, что объясняет существенные недостатки в формировании налоговой базы и исчисления НДФЛ. Органично вписывается НДФЛ в модели западных экономических систем и выполняет там важную роль в регулировании товарного спроса. Этот налог является основным налогов в экономике более чем 60 стран мира.
По результатам работы ИФНС Новосибирской области за 2005 года видно как сработала инспекция по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Так за 2005 год количество плательщиков увеличилось на 1270 организаций и 1080 физических лиц. Количество налогоплательщиков предприятий (организаций) состоящих на учете по состоянию на 01.01.2006 г. составляет 8495, физических лиц - 95409.
Увеличились поступления за 2005 г. у предприятий, относящихся к отросли промышленности "Связь".
Удельный вес недоимки в общем объеме платежей за отчетный период составил 4,3 % (на 01.01.05 г.)
В своей работе ИФНС Новосибирской области систематически анализирует информацию, поступающую из регистрирующих органов.
Сведения, поступающие в инспекцию от регистрирующих органов, отрабатываются путем сверки с данными, имеющимся в ЕГРН (единый государственный реестр).
Анализ и прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты всех уровней дает возможность увидеть перспективу финансирования расходной части бюджета округа.
Представление информации о ходе поступления налогов и результатов работы инспекции в вышестоящие налоговые органы и в органы местного самоуправления занимает значительное место в работе отдела.
Немаловажное значение в своей работе мы придаем сверке налоговых поступлений и платежей с органами Федерального казначейства.
При подготовке информации по разовым запросам вышестоящих налоговых органов и других организаций, относящихся к деятельности отдела мы таким образом более детально вынуждены изучать тот или иной вопрос.
Как результат совместной деятельности является составление обоснованных поступлений платежей в бюджеты всех уровней.
Всего за 2004 г. в бюджет и во внебюджетные фонды Новосибирской области поступило платежей в сумме 4915274 тыс.руб. (что на 28% или на 108/5517 тыс.руб, больше по сравнению с 2005 г., в том числе:
2637890 тыс.руб.- налоговых платежей и других доходов
1249085 тыс.руб.- единого социального налога
9488052 тыс.руб. – страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в ПФ РФ.
80247 тыс.руб.- поступлений в счет погашения задолженности предыдущих лет.
Поступления в консолидированный бюджет составили 2637890 тыс.руб., что на 24% или на 505289 тыс.руб. больше по сравнению с поступлениями за 2006 г.
Поступления в территориальный бюджет составили 2282705 тыс.руб., что на 37% или на 617447 тыс.руб. больше по сравнению с поступлениями 2006г.
Инспекцией ФСН России по Новосибирской области план мобилизации доходов в федеральный бюджет выполнен на 102% ( при плане 348235 тыс.руб.)
В 2005 г. фактическое выполнение плана мобилизации при плановом задание 399254 тыс.руб. составило 467343 тыс.руб.(101%)
В 2004 г.план по мобилизации в бюджет области доходов выполнен на 107%.
Выполнение плана мобилизации доходов в федеральный бюджет составило :
68% - по налогам и сборам
120% - по территориальному дорожному фонду
117% - по ЕСН
Невыполнение планового задания в федеральный бюджет допущено только по налогу на доходы физических лиц( табл.1), план по ЕСН выполнен на 80%.