Критерии, используемые для анализа и оценки несостоятельности (банкротства) предприятий в России
На практике часто используют зафиксированные в Постановлении Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.1994 г. № 498 коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности (в размере 2,0, 0,1, 1,0).[45]
Эти коэффициенты не ориентируют предприятия на оптимизацию их оборотных средств.
Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. разработан с учетом опыта западных индустриально развитых стран, где в качестве основного критерия принят принцип неоплатности долга (исходя из соотношения активов и пассивов баланса, а также их поэлементной структуры). Поэтому Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ справедливо отвергает такие формальные признаки банкротства, как несоблюдение нормативных значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами.
Такими основными критериями, определяющими неплатежеспособность российских предприятий, являются:
• отрицательное сальдо денежного потока (превышение оттока денег над их притоком);
• отрицательная величина чистого оборотного капитала (собственных оборотных средств), возникающая вследствие превышения краткосрочных обязательств над оборотными активами.
Коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами можно использовать только для экспресс-диагностики финансового состояния предприятия, а также для оценки уровня риска наступления банкротства (конечно, с определенными корректировками).
Следует подчеркнуть, что в мероприятиях по профилактике банкротства, особенно на ранних стадиях его диагностики, предприятие может рассчитывать только на внутренние финансовые возможности.
В России, в связи с дефицитом финансовых ресурсов, у государства отсутствует комплексная система централизованной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий. Она может быть оказана им в прямой и косвенной формах.
Прямая поддержка — безвозвратное и возвратное финансирование (в форме бюджетного кредита) из федерального и региональных бюджетов, обеспечение гарантий частным инвесторам и т. д. Косвенная поддержка — система льгот, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве); мораторий на удовлетворение требований кредиторов в период внешнего управления неплатежеспособным предприятием; порядок начисления пени и штрафов в период реструктуризации задолженности перед бюджетом, размещение дополнительных обыкновенных акций должника в целях восстановления его платежеспособности в период внешнего управления, замещение активов должника и т. д.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на все денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Данный мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Однако мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника — акционерного общества путем размещения дополнительного пакета дополнительных акций. Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника.
В случае получения ходатайства органа управления должника (акционерного общества) о включении в план внешнего управления повышения его уставного капитала путем размещения дополнительного пакета обыкновенных акций внешний управляющий обязан провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об эмиссии этих финансовых инструментов. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок их размещения не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должна быть осуществлена не позднее чем до даты окончания внешнего управления. Проспектом эмиссии (решением о выпуске) дополнительных обыкновенных акций должна предусматриваться оплата этих акций только денежными средствами. В случае признания выпуска дополнительного пакета акций несостоявшимся или недействительным средства, полученные должником от инвесторов, которые приобрели эти ценные бумаги, возвращают таким вкладчикам вне очередности удовлетворения требований кредиторов.