Правовые основы регулирования несостоятельности (банкротства) предприятий
Между должником и кредитором на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение о договоренности этих юридических лиц относительно отсрочки или рассрочки платежей, а также о скидках с суммы долга. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимает собрание кредиторов.
Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества. Мировое соглашение утверждает арбитражный суд, который выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в данном соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для всех лиц, участвующих в этом соглашении. Односторонний отказ от вступившего в силу мирового соглашения не допускается. Применение реорганизационных процедур заключается в сохранении предприятия-должника для обеспечения вывода его из кризисного состояния. Ликвидационные процедуры приводят к прекращению деятельности предприятия-должника.
Законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве) свидетельствует о недостаточной практической эффективности его реализации. Прежде всего это слабое обеспечение действующего федерального законодательства нормативно-правовой и методической базой; отсутствие действенной государственной поддержки предприятий-должников; недостаток квалифицированных антикризисных управляющих и др. Одна из серьезных причин низкой эффективности антикризисного регулирования связана с тем, что действующее законодательство не учитывает уровень сложности финансового положения основной массы предприятий России. Данное законодательство ориентировано на стратегию развития, в то время как многие предприятия вынуждены проводить политику выживания в сложных экономических условиях.