Правовые основы регулирования несостоятельности (банкротства) предприятий
Постановлением Правительства РФ от 22.05.1998 г. № 476 утверждено Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства. Ускоренные процедуры банкротства осуществлял арбитражный управляющий на основании соответствующего решения кредиторов предприятия-должника и под контролем этих кредиторов и ФСФО РФ.
С принятием нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ прежний одноименный закон от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ утратил силу. С 1 января 2005 г. признан также утратившим силу Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.1999 г. № 122-ФЗ.
Новый Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ содержит ряд существенных изменений в сфере законодательного регулирования процедур банкротства, которые касаются:
• обеспечения прав и законных интересов кредиторов;
• защиты прав добросовестных собственников (учредителей, участников) предприятия-должника;
• изменения статуса и процедуры деятельности арбитражного управляющего; установления необходимых особенностей банкротства для отдельных категорий должников;
• расширения круга юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами;
• решения вопроса об очередности удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом; кредиторы, требования которых обеспечены залогом, наделяются преимущественным правом на получение средств при реализации предмета залога;
• установления возможности долгосрочных расчетов с кредиторами в процессе внешнего управления;
• упрощения процедуры заключения и расторжения мирового соглашения;
• совершенствования порядка продажи имущества должника, предусмотрена обязательность проведения открытых торгов по реализации имущества должника, при этом начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком;
• введения новой реорганизационной процедуры — финансового оздоровления, что позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбуждения дела о банкротстве;
• возможности возврата должника из конкурсного производства во внешнее управление при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности, проведения дополнительной эмиссии акций в ходе внешнего управления при условии согласия собственника должника;
• особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих, сельскохозяйственных, стратегических, финансовых предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.
Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ существенно изменил концепцию государственного регулирования процессов банкротства. Теперь у предприятия могут быть явные признаки банкротства, но признать его банкротом может только арбитражный суд или сам должник может объявить себя банкротом (с согласия кредиторов).
Согласно законодательству, внешним признаком банкротства является приостановление текущих платежей предприятия-должника, т. е. оно не способно погасить обязательства перед кредиторами в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения.[41]