Операционный анализ прибыли в составе маржинального
Формирование и использование прибыли (как формы дохода) — основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами (издержками) характеризует эффективность работы предприятия.
Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый на схеме: «издержки—объем продаж—прибыль».[38]
Данный метод позволяет выявить зависимость результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, объема производства и сбыта продукции.
В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной финансовой отчетности) результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.
С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач:
• оценить прибыльность (доходность) производственно-торговой деятельности;
• прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;
• оценить предпринимательский риск;
• выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;
• оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;
• разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную и маркетинговую политику в сфере производства и реализации товаров.[39]
Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны с понятием «маржинального дохода» (МД), означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных издержек (ПИ). Схема формирования маржинального дохода в сфере производства и торговли приведена на рис. 7.2.
В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР):
(82)
СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль, т. е. характеризует степень предпринимательского риска, связанного с данной компанией: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем выше деловой риск. На практике встречаются следующие случаи:
1.МД = 0. В данном случае выручка от реализации покрывает только переменные издержки, т. е. предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек.
2.О < МД < Постоянных издержек, если выручка от продажи товаров покрывает переменные издержки и часть постоянных.
3.МД = Постоянным издержкам, если выручка от реализации достаточна, что бы возместить все издержки (переменные и постоянные). При этом прибыль равна нулю.
4.МД > Постоянных издержек, если деятельность предприятия прибыльна.Из выручки от продаж покрывают не только все издержки, но и формируют прибыль (прибыль больше нуля).
Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации товаров (в данном релевантном периоде) приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата.
Для аналитика принципиальное значение имеет коэффициент производственного (операционного) рычага (Кпр ), определяемый по формуле:
(83)
Чем выше значение данного коэффициента на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорить темпы прироста операционной прибыли (от обычных видов деятельности) по отношению к темпам прироста объема продаж. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема продаж предприятие, имеющее больший коэффициент производственного рычага, при прочих равных условиях, всегда будет в большей степени увеличивать сумму прибыли в сравнении с предприятием с меньшим значением данного коэффициента (за счет относительного снижения переменных издержек).
В практике США используют понятие «эффект операционного левериджа» (англ. operational leverage), который представляет собой отношение процентного изменения прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT) к процентному изменению объема продаж.
(84)
где Эол — эффект операционного левериджа; EBIT— операционная прибыль (прибыль до выплаты процентов и налогов).
Пример
Процент изменений в EBIT— 4%; процент изменений в объеме продаж — 8%, тогда:
Эол = 4%/8% - 0,5.
В случае падения объема продаж на 8% потеря прибыли составит 2% (4% х 0,5). При обратном соотношении показателей: Эол = 8%/4% " 2.