Проблема сокрытия налогов от налогооблажения.
Для стабилизации финансовой системы государства большое значение имеет налоговая дисциплина, то есть своевременное и в надлежащих размерах внесение физическими и юридическими лицами установленных обязательных платежей и сборов в государственный и местный бюджеты. К сожалению, за весь период существования независимой Украины ни разу не был выполнен бюджет в его доходной части.
Половина или даже больше всей многострадальной отечественной экономики упрямо «прохлаждается в тени», не утруждая себя какими-либо отчислениями в государственную казну. Предидущий глава ГНА Николай Азаров всенародно признает, что уплачиваемость налогов в основных отраслях не превышает 50% и при этом упоминает о новой концепции взаимоотношений, в которой «не налогоплательщик для нас, а мы для него».
Главным фактором снижения поступлений в бюджет на 25% стало уклонение от уплаты налогов. Такое явление происходит и в странах с развитой рыночной экономикой, тем не менее там на пути к стремлению припрятать доходы от государства стоит веками выверенное налоговое законодательство.
В Украине в целом налоги снижаются, и они не выше, чем за границей, но доходы, из которых они платятся, - мизерные. Например, в конце 80-х - в начале 90-х лет в США частица налогов в ВНП была в границах 30%, в ФРГ - близко 40, Франции - 44, Италии -38, Англии - 36. Дании - 54, в Швеции - 57%. В среднем для Западной Европы эта величина колебалась от 40 до 42%. В Украине же наибольшая часть налогов в ВНП в доходах сведенного бюджета была в 1994 г. (43%), а в 1999г. не превышала 25,2%. Но даже такое значительное сокращение не повлияло положительно на инвестиционный климат в стране, не увеличило количество рабочих мест и объемы выпуска продукции. Это свидетельствует о том, что налоговое послабление наши товаропроизводители используют непроизводительно, не для развития производства и укрепления его материально-технической базы (МТБ), а для собственного обогащения, для получения прибылей.
Подобная ситуация складывается у нас и с налоговыми льготами - существует их много, а результат мизерный. В развитых странах налоговые льготы широко используются для стимулирования производства, укрепления его МТБ, применения новых технологий, нетрадиционных видов энергии и т.п В частности, в США налоговые скидки к середине 80-х лет имели целью стимулирование капиталовложений, обновления производственных фондов. Корпорации, которые увеличивали инвестиции, платили на 30% меньше налогов. В 1986 г. налоговая реформа отменила эти льготы, так как уже не было особой потребности наращивать производственный потенциал за счет бюджета. Но предприятиям предоставляется скидка, которая стимулирует экономию энергоресурсов и использование альтернативных (нетрадиционных) видов энергии. Корпорациям предоставлено право отсчитывать от суммы налогов 15% стоимости оборудования, которое использует солнечную и ветровую энергию. Система налоговых льгот практикуется и в других развитых странах, чтобы направлять сэкономленные средства на стимулирование НТП. Государство пристально контролирует эти процессы.
Налоговое законодательство Украины также предоставляет производителям (юридическим и физическим лицам) при определенных условиях льготы. Их цель - стимулировать инновационные, инвестиционные процессы развития производства, привлекать к тому иностранный капитал путем создания СП. Но когда льготы используются только для обогащения отдельных лиц, увеличения доходов корпораций, то они наносят большой ущерб бюджету страны, лишая его ресурсов.
Внимание специалистов в значительной степени сконцентрировано на так называемой "виртуальной экономике", охватывающей различные неденежные формы расчетов и тесно связанной с неплатежами, в том числе налоговыми.
Кратко выделим принципиальные отличия украинских схем от аналогичных, используемых за рубежом. Ключевая особенность схем ухода от налогов, основанных на неучтенном наличном обороте и широко распространенных в украинском легальном бизнесе, заключается в систематическом использовании фиктивных операций.
В одних случаях ("обналичивание", или обмен официально заработанных безналичных денег, находящихся на расчетном счете в банке, на неучтенные наличные) речь идет о заключении фиктивного договора на выполнение работ или оказание услуг. Этот договор служит основанием для перевода денег со счета фирмы-налогоплательщика на счет подставной фирмы-однодневки Х, которая затем за вычетом своей комиссии возвращает их уже как неучтенные ("черные"). Эти деньги обычно используются для выплат "черной" зарплаты работникам, формирования личных доходов менеджеров и собственников соответствующих предприятий-налогоплательщиков, а также идут на взятки чиновникам, "откаты" представителям крупных клиентов за выгодные заказы и т.д. В целом операции "обналичивания" способствуют искажению реальной структуры издержек за счет замещения зарплаты и прибыли (которые облагаются НДС, подоходным налогом и социальными отчислениями либо налогом на прибыль, а также оборотными налогами) фиктивными материальными затратами (которые на практике облагаются лишь оборотными налогами).