Основные направления совершенствования
Результаты исследования оказались обнадеживающими: две трети (66,5%) опрошенных респондентов в целом удовлетворены взаимодействием с налоговыми органами и лишь одна треть выразила неудовлетворенность качеством взаимодействия. Тем не менее, мы выяснили, что 35,7% респондентов не удовлетворены «непрозрачностью» процессов работы налоговых органов, 49,2% респондентов выразили неудовлетворенность скоростью оказания услуг, 53,6% респондентов отметили сложность существующих бюрократических процедур. При этом 80% респондентов отметили, что в среднем или в большинстве случаев удовлетворены доступностью информации о формах и методах работы налоговых органов.
Более трети респондентов выразили неудовлетворенность такими параметрами качества работы налогового органа, как недостаток разных каналов предоставления услуг, указали на недостаток дружелюбия, отзывчивости со стороны чиновников.
Не менее важным фактором для оценки перспектив развития электронного декларирования является осведомленность представителей бизнеса об электронном правительстве, как новом подходе к формированию налоговой декларации на базе ИКТ, с использованием сети Интернет. Стоит отметить, что осведомленность является первым и одним из основных звеньев в формировании лояльности к электронным услугам наряду с наличием базовых возможностей их использования (наличием компьютера или мобильного устройства, наличием доступа к сети Интернет). Исследование выявило, что большинство респондентов осведомлены об электронном декларировании – 65,2% респондентов отметили информированность в той или иной степени. Однако уровень информированности оставляет желать лучшего – лишь 23,2% респондентов имеют ясное представление о концепции электронного декларирования в то время, как более трети респондентов (34,8%) отметили, что ничего об этом не слышали. Таким образом, можно предположить, что потенциал дальнейшего развития лояльности к электронному декларированию наиболее высок для сравнительно небольшой группы респондентов, имеющих представление о развитии и преимуществах электронной формы декларирования, составляющих примерно одну четвертую всей выборки.
Стимулирование спроса на электронные услуги со стороны остальных респондентов требует больших усилий в направлении формирования положительного отношения к электронному декларированию в целом и электронным государственным услугам в частности.
Проведенный анализ показал, что продвижению электронных услуг все еще не уделяется должного внимания: в половине случаев запуск электронных услуг сопровождается пассивной рекламой на сайтах или совсем не подкрепляется программами продвижения и стимулирования спроса. Кроме того, информирование потребителей о потенциальных выгодах использования электронного декларирования невозможно без проведения мониторинга реализованных в этой сфере проектов и оценки их эффективности. Однако более 90% опрошенных должностных лиц, ответственных за информатизацию, отметили отсутствие в регионах как проработанных систем критериев и методик для проведения такой оценки, так и практики ее проведения.
Таким образом, недостаточная информированность предпринимателей о возможностях электронного декларирования обусловливает низкий уровень его использования. Для стимулирования использования данной формы декларирования необходимо проведение широкомасштабной рекламной кампании, в ходе которой должны использоваться следующие рекламные носители: уличная реклама – щиты, вывески, бегущая строка на деловых каналах телевидения, рекламные буклеты, распространяемые среди предпринимателей, модульная реклама в деловых бумажных изданиях. Использование этих методов повысит уровень знания о возможностях использования электронной формы декларирования и, соответственно, уровень ее использования.