Формы декларирования, их краткая характеристика
Постепенно принцип "публичности обложения" (Walker) как обязанности облагающей власти приобретает своих сторонников. А с учетом имеющей место тенденции транснационализации деятельности хозяйствующих субъектов и увеличивающегося взаимовлияния налоговых политик отдельных стран как на собираемость налогов, так и на возможности обеспечения гармоничных интеграционных процессов принцип публичности обложения приобретает и соответствующую международную поддержку, которая, однако, в настоящее время не нашла законодательного закрепления на международном уровне.
Следует отметить, что методы контроля за достоверностью информации, содержащейся в декларациях, постоянно совершенствуются. Многие страны переходят на электронные формы сдачи/приема деклараций, в том числе с использованием телекоммуникационных средств. Это делается для снижения затрат на налоговое администрирование и его оптимизацию, а также с целью последующей автоматизации процедур анализа деклараций и выявления недостоверных сведений, в том числе свидетельствующих об имевших место налоговых правонарушениях и преступлениях.
В РФ полномочиями по утверждению форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения (п. 7 ст. 80 НК РФ) обладает Минфин России. Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов[5], на основании форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, утвержденных Минфином России. В ряде случаев отечественное законодательство предусматривает упрощенный способ декларирования. В целом совершенствование форм налоговых деклараций характерно не только для российской правовой системы. Предпринимаются попытки разработки унифицированных форм отчетности и процедур их сдачи. Например, государства - члены Евросоюза имеют право не только определять основания для применения телекоммуникационных каналов связи для представления налоговых деклараций НДС плательщиками этого налога, но и предусматривать случаи обязательного их представления таким способом. В целом постепенный перевод налогоплательщиков на представление налоговой документации, в том числе налоговых деклараций, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - общемировая тенденция.
Как отмечалось выше, прослеживаются и тенденции к упрощению налоговой отчетности, что также способствует повышению эффективности налогового контроля. Упрощение процедур и форм налоговой отчетности служит, по мнению ряда специалистов, в целом "улучшению налогового контроля, предотвращению неумышленных налоговых деликтов. Наряду с унификацией налоговых документов в зарубежных странах прослеживается тенденция к их укрупнению[6]. Таким образом, создаются предпосылки к глобализации налоговой политики и разработке согласованных мер в сфере противодействия налоговым правонарушениям, в том числе налоговым мошенничествам.