Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций
В связи с тем, что нормативная правовая база функционирования РФТР и системы внебюджетных фондов НИОКР была сформирована в середине 90-х годов прошлого века и в настоящее время устарела, для обеспечения динамичного развития и повышения результативности системы внебюджетных фондов НИОКР необходимо:
- снятие нормативных правовых ограничений на вложения фондом средств в организации инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий и т.п.);
- смягчение или отмена требования об обязательной возвратности всех полученных от фонда средств в течение 3-х лет для расширения состава предлагаемых для поддержки проектов;
- придание РФТР статуса юридического лица для расширения возможностей реинвестирования возвратных средств и привлечения внебюджетных ресурсов;
- использования современных организационно-правовых форм РФТР; например, закрытого паевого инвестиционного фонда;
- передачи управления РФТР коммерческой организации, отобранной на конкурсной основе;
- привлечения наряду со средствами больших компаний частных инвестиций от компаний, не создающих собственные фонды технологического развития;
- формирование механизмов разделения коммерческих рисков между всеми субъектами реализации проектов, финансируемых с участием РФТР или внебюджетных фондов НИОКР.
В настоящее время отсутствуют фонды, обеспечивающие поддержку прикладных разработок, осуществляемых физическими лицами. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере оказывает поддержку по проектам только юридических лиц в форме малых инновационных компаний. Для стимулирования изобретательства, развития кадровых ресурсов для инновационного бизнеса, формирования негосударственного научного сектора на основе наиболее эффективных творческих коллективов, вовлечения студентов в научную деятельность представляется целесообразным создать Фонд содействия изобретательству и научно-техническому творчеству. Деятельность данного фонда могла бы осуществляться в рамках двух основных программ:
- Поддержка изобретательства на основе предоставления грантов физическим лицам для проведения инициативных разработок и патентования соответствующих результатов, при этом преимущественно поддержка должна оказываться проектам с длительностью в несколько месяцев и стоимостью в пределах 50-150 тысяч. рублей (предполагается, что масштабы деятельности фонда по данной программе должны быть на уровне 3000-5000 проектов в год);
- Поддержка формирования негосударственных научных организаций на основе эффективных творческих коллективов путем предоставления ученым и студентам институциональных грантов, включающих финансирование расходов в 2 этапа: на проведение прикладных исследований и на создание в последующем научной фирмы для дальнейшего проведения исследований и разработок (поддержка может быть оказана по 100-200 проектов в год, при этом стоимость одного проекта, в среднем – 5-10 млн. руб.).
Поддержка инноваций. На настоящий момент с правовой точки зрения данная область является наиболее проработанной. Основными задачами в сфере поддержки инноваций и инновационного бизнеса применительно к деятельности фондов являются:
- Усиление поддержки высокотехнологичных компаний на ранних фазах инновационного цикла за счет расширения масштабов и ресурсной обеспеченности соответствующих направлений деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также формирования специализированных посевных и стартовых фондов.
- Поддержка инновационных проектов в малом бизнесе, в том числе реализуемых в партнерстве с университетами, на основе расширения деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также формирования и развития региональных паевых инвестиционных фондов.
- Стимулирование формирования частно-государственных региональных и отраслевых венчурных фондов, направленных на поддержку инновационных проектов высокотехнологичного среднего бизнеса, на основе их рекапитализации за счет средств Венчурного инновационного фонда, привлечения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств частных инвесторов, в том числе зарубежных.