Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций
Очевидно, что для повышения эффективности государственной инновационной политики необходима «достройка» российской инновационной системы за счет развития и модификации существующих и создания новых фондов в научной и инновационной сфере. Безусловно, финансирование через фонды не является универсальным инструментом и не в состоянии решить все задачи государства и общества в сфере развития науки и инноваций. Развитие фондов должно идти не в ущерб существующим формам и другим инструментам реализации государственной научно-технической и инновационной политики, а дополнять их за счет приоритетного распределения на эти цели дополнительных средств, выделяемых государством на поддержку науки и инновационной деятельности. Вместе с тем, расширяющаяся система фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности должна стать и одним из основных механизмов финансовой селекции при реструктуризации государственного сектора науки. Radax официальный сайт пароконвектомат radax kok.one.
Основные направления развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций определены в соответствии со следующими принципами:
- преемственность и последовательность, создание условий эффективного использования потенциала существующих фондов, сочетание с мерами по формированию новых фондов;
- сбалансированность, обеспечение развития поддержки по всем фазам инновационного цикла и рациональность распределения ресурсов;
- проблемная ориентированность, выделение в рамках каждого из направлений наиболее важных для его реализации мер с учетом соответствующей специфики;
- опора на частно-государственное партнерство, создание условий для привлечения частного капитала, для развития спонсорских и благотворительных форм поддержки, для участия бизнеса в принятии решений;
- координация и согласованность, учет усилий и инициатив различных министерств и ведомств по развитию фондов поддержки науки и инновационной деятельности, обеспечение механизмов координации.
С учетом существенной специфики выделяются следующие основные объекты поддержки:
1) фундаментальные исследования;
2) прикладные исследования;
3) поддержка инноваций.
Основными целями деятельности фондов в области финансирования фундаментальных научных исследований применительно к предметной области данной Концепции является:
- достижение мирового уровня в фундаментальных научных исследованиях в приоритетных для страны областях знаний;
- обеспечение высокого уровня преемственности между фундаментальными и прикладными исследованиями, как в приоритетных, так и в остальных областях знаний.
Основными задачами в сфере фундаментальной науки применительно к деятельности фондов являются:
- Активизация процессов поддержки наиболее эффективных и результативных творческих коллективов и отдельных ученых, в основном, за счет совершенствования деятельности РФФИ и РГНФ.
- Комплексная поддержка научных коллективов, работающих на мировом уровне в приоритетных для страны областях знаний, включающая, в том числе: финансирование работ, закупку необходимого оборудования, проведение организационных и институциональных преобразований.
- Системное выделение и обеспечение возможности работы на качественном уровне лучшим научным лабораториям, группам, отдельным исследователям, обеспечивающим мировой уровень исследований вне зависимости от текущего положения академического института.
- Стимулирование проведения интеграционных проектов, объединяющих, как научные организации различной ведомственной принадлежности, так и научные лаборатории и группы различных научных организации.
- Стимулирование проведения комплексных проектов и программ, включающих как фундаментальные, так и прикладные исследования.
- Привлечение частных инвестиций и пожертвований для формирования устойчивой базы для поддержки фундаментальных исследований, в том числе, путем формирования ресурсных (endowment) фондов.
- Поддержка молодежи, работающей в науке.
- Усиление поддержки по ряду социально-значимых направлений фундаментальных исследований, финансирование по которым было ранее чрезмерно ограниченным, на основе формирования нескольких крупных фондов с участием государства и благотворительных вкладов бизнеса, в частности Фонда медицины и здоровья.