Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
Эти тенденции оказывают деструктивное воздействие на главные ресурсы национальной экономики - интеллектуальное развитие и физическое здоровье населения страны.
Требования национальной безопасности диктуют необходимость формирования основополагающих направлений антинаркотической политики страны в интересах обеспечения ее безопасности и стабильного развития, направленных на организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.[105]
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г., одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.[106]
Продолжается структурная перестройка наркорынка в направлении распространения высококонцентрированных наркотических веществ, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, способствующих быстрому развитию физической и психической зависимостей, деградации личности.
Решающее воздействие на негативное развитие наркоситуации в России оказывает рост незаконного производства и распространения героина и гашиша с территории Афганистана.[107]
Все большее распространение получают ввозимые из Латинской Америки кокаин, из европейских стран и Китая - синтетические наркотики, из Афганистана и Марокко - каннабиноиды, а также внутри страны отмечается рост наркотических средств, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже.
Под видом «курительных смесей» распространяются новые виды психоактивных веществ, появляются технические средства моделирования сознания («бинауральные ритмы»), способствующие формированию зависимых форм поведения.
Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется, в том числе и расширением масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.[108]
На эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации.
Недостаточно эффективно организована профилактическая деятельность, лечебная помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией.
Проблема распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, которая требует системного подхода в ее решении.
Необходимо принятие таких мер, которые не только исключили бы распространение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, но и способствовали разрушению их финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.
Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности личности, общества и государства, повышение уровня здоровья общества.[109]
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, основываются на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, открытости, конкретности, системности, комплексности, упреждающего воздействия, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества.