Эффективность антикризисных мер (российских и международных)
Правительством Германии с момента раскрутки кризиса на европейских рынках приняты три пакета мер по стабилизации экономики. Размер первого стабилизационного пакета — 500 млрд евро, большая часть из которых направлена на создание гарантийного фонда на случай банкротства банков и неисполнения ими своих обязательств перед клиентами. На прямую скупку банковских акций и поддержку финансовых институтов направлены 80 млрд евро. Однако этих мер оказалось недостаточно, и германский парламент одобрил новый пакет для поддержки экономической конъюнктуры в стране. Одна из важных мер — отмена на ближайшие два года налога на транспортные средства для тех граждан, которые приобретут новые автомобили. Выделяются субсидии на программы капитального ремонта зданий и на реализацию 44 новых проектов в области транспортной инфраструктуры. Предполагается, что это позволит сохранить примерно 1 млн. рабочих мест. 14 января 2009 года А. Меркель представила новый, третий по счету, пакет антикризисных мер, предусматривающий выделение 50 млрд. евро до 2010 года. В целом основные направления антикризисной политики остаются теми же — снижение налогов, инвестиции в образование и строительство инфраструктуры.
Важнейшую роль в обуздании мирового кризиса будет играть развитие ситуации на растущих азиатских рынках, и в первую очередь в Китае. 9 ноября 2008 года Госсовет КНР утвердил пакет мер по стимулированию экономики общим объемом 4 трлн юаней (или 586 млрд долл. по ноябрьскому курсу). Данные средства будут потрачены до 2010 года в рамках 10 государственных программ. Приоритетами китайской антикризисной программы названы строительство новых городских территорий и рост субсидий на строительство жилой недвижимости, развитие транспортной инфраструктуры и социальная поддержка. Планируется провести налоговую реформу, цель которой — снижение фискальной нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса. Кроме того, с 2009 года снижается НДС и ряд других налогов, вводятся налоговые льготы компаниям-экспортерам. План Госсовета предусматривает “умеренно активную” денежную политику и активизацию налоговой политики с ориентацией прежде всего на поддержку внутреннего спроса в Китае. Также будут изменены принципы кредитования коммерческих банков, включая снижение или отмену ограничений на выдачу ими кредитов частному сектору, что должно привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство, малый и средний бизнес и инновационные технологии. Кроме этого, Пекин не исключил возможности девальвации юаня для поддержки национальных экспортеров. [11]
Анализ основных антикризисных мер, предпринимаемых в США, Европе и Китае, показывает, что все они сводятся преимущественно к поддержке финансового сектора (в том числе путем частичной национализации банковских и инвестиционных структур), попыткам увеличить потребительский спрос и не допустить массового закрытия предприятий и роста безработицы.
Антикризисные меры, предпринимаемые Правительством России, в целом находятся в русле общемировых тенденций: выделяются средства на рекапитализацию банковской системы, снижается налоговая нагрузка на предприятия, оказывается избирательная поддержка отдельным отраслям народного хозяйства и градообразующим предприятиям. Программным документом в рамках борьбы с кризисом стал “План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики”. Основные меры, предпринятые Правительством России под руководством премьер-министра В. Путина с сентября 2008 года, таковы: предоставление финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных государственных источников, а также резервов Банка России банковскому сектору страны в размере 3,8 трлн. руб. (почти 150 млрд. долл.); выделение 50 млрд. долл. для рефинансирования внешнего долга российских корпораций; снижение налоговой нагрузки; организационная и финансовая поддержка стратегических экономических субъектов, активизация по борьбе с кризисом в стратегических отраслях. Правительство РФ утвердило список предприятий различных отраслей экономики, которым будет оказана приоритетная помощь. Точечные преференции также получили автопроизводители, сельхозпроизводители, строительные и нефтяные компании, предприятия оборонно-промышленного комплекса.[12]
Какими бы результативными ни были действия властей на национальном уровне, они могут не достичь своих целей, если не будет стабилизации мировой экономической системы. Между тем в целом в мире борьба с кризисом пока идет не слишком активно — мощности государственного регулирования и возможных финансовых вливаний заведомо на порядок меньше потерь экономических агентов. Не достигаются и цели, поставленные авторами большинства антикризисных программ, — несмотря на безусловный декларируемый приоритет сохранения рабочих мест, галопирующими темпами растет безработица, предприятия различных отраслей промышленности сворачивают производство и закрывают еще недавно считавшиеся перспективными проекты, а макроэкономические показатели демонстрируют вход экономик в затяжную рецессию.