Эффективность антикризисных мер (российских и международных)
Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики.
Здесь следует начать с того, что совсем недавно были опубликованы результаты исследований, проведенных экспертами аудиторской компании ФБК, которые разработали модель интегрального Индекса антикризисной эффективности, чтобы сравнить результативность мер в разных странах (до ФБК попытки комплексно оценить эффективность антикризисных мер правительств не предпринимались). Сравнительный анализ охватывает восемь государств, статистика по которым предоставляется наиболее оперативно: Россия, США, Франция, Канада, Германия, Великобритания, Украина, Казахстан. Модель интегрального Индекса антикризисной эффективности учитывает показатели ВВП, инвестиции в основной капитал, золотовалютные резервы, промпроизводство, объем производства в сельском хозяйстве, оборот розничной торговли, инфляцию, уровень безработицы. Значения индекса рассчитаны с июля 2008г по январь 2009г. Выводы, сделанные экспертами таковы: антикризисные меры правительств Украины и России наименее результативны. В октябре индекс для России оказался самым низким (-0,443), чуть лучше показатель был на Украине (-0,345). С тех пор Россия и Украина прочно обосновались на дне индекса. В январе индекс для России был -0,6, еще меньше у Украины - -1,083. Замыкал тройку «неэффективных» Казахстан с индексом -0,059. Из развитых стран своими успехами выделяется Германия: в июле-августе 2008г. она была третья снизу в списке исследуемых стран, после чего стала подниматься – эффективность антикризисных мер правительств ФРГ стабильно растет. Это относится и к Великобритании: с последнего места в августе-сентябре она в январе поднялась на первое. Остальные страны, включая США, выразительной динамики роста по индексу за данный период не показали.[10]
Далее, об эффективности антикризисных мер более подробно.
В первую очередь, внимание всего мирового сообщества обращено к США, состояние экономики которых в значительной мере является индикатором ситуации в мировых финансах. В октябре 2008г. Конгрессом США был одобрен так называемый «план Полсона» по поддержке по поддержке финансового сектора в 700 млрд долл. Федеральная резервная система выделила 100 млрд долл. на приобретение облигаций таких гигантов ипотечного рынка, как Freddie Mac и Fannie Mae. В рамках программы по развитию рынка кредитования 450 млрд долл. направляются на обеспечение ипотечных кредитов, 200 млрд долл. — на поддержку потребительских кредитов. Принят комплекс мер в области налогообложения, предусматривающий существенное улучшение условий для физических лиц, а также налоговые стимулы для инновационного бизнеса и производителей “альтернативных” видов энергии. Президент США Барак Обама еще до своей инаугурации объявил о том, что намерен существенно увеличить размер антикризисной программы. В центре его стратегии инвестиции в национальную инфраструктуру и меры поддержки экономики, предусматривающие создание по меньшей мере 2,5 млн новых рабочих мест к 2011 году. Программа затрагивает реформы образования и здравоохранения, а также помощь национальному автопрому, в рамках которой Белый дом рассчитывает усилить госконтроль над этой стратегической для США отраслью народного хозяйства. В целом бюджет антикризисной программы Обамы составит до 1 трлн. долл.
Финансовый кризис напрямую затронул также Евросоюз, для которого нынешние экономические проблемы стали крупнейшим испытанием со времен основания. Несмотря на ряд проведенных встреч на высоком уровне, единой позиции по антикризисной политике ЕС достичь не удалось. В итоге страны Евросоюза вынуждены спасаться от последствий экономического спада самостоятельно.
Первой серию антикризисных мер предприняла Великобритания. Первоочередной мерой стал подготовленный премьер-министром страны Г. Брауном план борьбы с ипотечным кризисом. Он предусматривает прямую помощь семьям, находящимся на грани дефолта по ипотеке, а также поддержку строительства доступных доходных домов. Другой мерой стало выделение правительством 50 млрд фунтов на выкуп привилегированных акций крупнейших британских банков. Кроме того, Банк Англии предоставил в распоряжение британских банков 200 млрд фунтов стерлингов в виде краткосрочных кредитов сроком до трех месяцев. Правительство Великобритании также приняло решение об инвестировании 37 млрд фунтов в три ведущих банка страны: Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB и HBOS. В настоящее время Великобритания начинает второй этап помощи банковской системе, в ходе которого правительство направит на поддержку банков дополнительно 300 млрд фунтов стерлингов. Кроме того, в начале 2009 года была принята программа поддержки малых предприятий стоимостью 22 млрд фунтов.