Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений
Следовательно, конституционная модель взаимоотношений органов исполнительной власти федерального уровня и органов исполнительной власти субъектов РФ допускает передачу полномочий по исполнению бюджета субъекта РФ, но только по инициативе самого субъекта РФ и на основе заключенного соглашения. Однако полученный вывод относится к передаче субъектом РФ всех полномочий по исполнению своего бюджета органу федеральной власти. Осуществленное федеральным законодателем в пределах ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение бюджетных прав в рамках процедуры обслуживания бюджетного счета, не влекущее изменения сущности права публичной собственности на соответствующий бюджет, может расцениваться в качестве конституционно значимой цели, направленной на сохранение экономической безопасности. Отсутствие у субъектов РФ полномочий по самостоятельному кассовому исполнению бюджетов не повлечет невозможность осуществлять права собственников на денежные средства, необходимые для реализации целей и задач территориального уровня.
Таким образом, императивное требование федерального законодательства об исполнении бюджетов всех уровней посредством органов Федерального казначейства не влечет подмены органами государственной власти федерального уровня специализированных исполнительных органов власти субъектов РФ, образованных в целях реализации прав собственника на денежные средства соответствующего территориального уровня.
Положения ст. 215.1 Бюджетного кодекса не препятствуют субъектам Федерации получать оперативную информацию о кассовом обслуживании своих бюджетов. подзаконные нормативные правовые акты, принятые в развитие ст. 215 и 215.1 Бюджетного кодекса РФ предоставляют субъектам Федерации возможность контролировать действия органов Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения региональных бюджетов. [1]
Все действия органов Федерального казначейства в процессе кассового обслуживания бюджетов субъектов Федерации являются прозрачными для собственников бюджетных средств; информация обо всех операциях по движению бюджетных средств оперативно направляется финансовым органом субъектов Федерации; ежемесячно органом Федерального казначейства и субъектом Федерации (в лице уполномоченного органа бюджетного процесса) проводятся сверки операционных действий по кассовому исполнению регионального бюджета. Подобные сверки проводятся как в разрезе администраторов поступлений доходов и распорядителей бюджетных средств, так и в разрезе бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
В сфере распоряжения публичной собственностью важнейшую роль играет принцип правового государства, одним из аспектов которого выступает самоограничение государства и местного самоуправления в вопросах формирования и распоряжения публичной собственностью.
Положения ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ ограничивают право публичной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований только в части выбора организаций, обслуживающих счета соответствующих бюджетов. Справедливо отметить, что и сама Российская Федерация (бюджет которой не имеет дефицита) ограничена в этом полномочии – рассматриваемые положения Бюджетного кодекса предписывают обслуживать счет федерального бюджета так же в Федеральном казначействе.
Согласно Конституции РФ конституционные гарантии свободы экономической деятельности могут быть ограничены в конституционно значимых целях и только на основании федерального закона: ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что осуществленное нормами Бюджетного кодекса ограничение процедурно-процессуальных бюджетных прав не повлекло утраты сущности права собственности субъектов Российской Федерации на соответствующие бюджетные средства.
Бюджет каждого территориального уровня предназначен для материального обеспечения функций соответствующего публичного субъекта, а в целом бюджетная система является экономической основой государственного суверенитета, что наделяет ее признаками объекта экономической безопасности и предопределяет механизм конституционно-правовой защиты. Достижение общих конституционных целей, в частности сохранение экономической безопасности государства, может оправдать ограничение процедурно-процессуальных бюджетных прав публичных собственников.