Механизм принятия решений на рынке ценных бумаг
Принимая инвестиционное решение, инвестор, прежде всего, ориентируется на конъюнктуру рынка ценных бумаг.
Конъюнктура рынка ценных бумаг – это совокупность признаков, характеризующих состояние рынка за определенный период. Основная характеристика рынка – это соотношение спроса и предложения.
Кроме значений цен, состояние конъюнктуры рынка ценных бумаг характеризуется объемом и структурой обращающихся ценных бумаг, уровнем и динамикой их курсовой стоимости, уровнем доходности операций с ценными бумагами, уровнем риска, ликвидности рынка и надежностью ценных бумаг.
Основные методы изучения конъюнктуры рынка ценных бумаг следующие:
1) мониторинг, или текущее наблюдение;
2) статистический;
3) рейтинговый;
4) экспертный;
5) фундаментальный анализ;
6) технический анализ.
Мониторинг - текущее наблюдение состоит в фиксации любых сведений и событий на рынке ценных бумаг, которые могут оказать влияние на рынок. Источниками информации для аналитика, использующего этот метод конъюнктурного анализа, являются сведения из средств массовой информации, биржевых бюллетеней, мнения специалистов и т. п.
Статистический метод анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг основан на изучении биржевой информации: средних, минимальных, максимальных цен, количества и объемов сделок.
Рейтинговый метод анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг состоит в ранжировании по определенным признакам и нахождению в построенном ряду места объекта исследования.
Экспертный метод исследования конъюнктуры рынка ценных бумаг – это анализ рынка или его отдельных сегментов, выполненный компетентным специалистом или группой профессиональных аналитиков.
Фундаментальный, или факторный анализ представляет собой выбор экономических факторов, влияющих на изменение цен, с последующим анализом их изменений и влиянием на биржевые цены.
Технический, или графический анализ осуществляется на основе изучения динамики соотношения спроса и предложения или ценовых изменений с построением диаграмм, графиков, на которых отмечаются тренды (устойчивое движение цен в определенном направлении).
Рассмотрим более подробно технический и фундаментальный виды анализов.
Технический анализ часто называют графическим анализом, поскольку он основан на графическом изображении конъюнктуры рынка на графиках, диаграммах.
В техническом анализе используются разные виды графиков динамики уровня цен:
1. Линейный - на линейном графике отмечают только цену закрытия для каждого последующего периода. Рекомендуется на коротких отрезках (до нескольких минут).
2. График отрезков (бары) - на таком графике изображают максимальную цену (верхняя точка столбика), минимальную цену (нижняя точка столбика), цену открытия (черточка слева от вертикального столбика) и цену закрытия (черточка справа от вертикального столбика). Рекомендуется для промежутков времени от 5 минут и более.
3. Японские свечи (строятся по аналогии с барами)
4. Графики объема
Технический анализ существует на основе следующих базовых положений:
1) на рынке существуют тренды, т.е. устойчивое движение цен в одном направлении;
2) тренды сохраняются независимо от случайных колебаний;