Недостатки действующей налоговой системы и способы совершенствования
Можно выделить еще одну точку зрения, касающуюся совершенствования налоговой системы России - проект Ассоциации “Налоги России”.
Предлагаемая авторами структура налоговой системы предполагает разделение налогов на две основные группы: условно-постоянные и условно-переменные налоги. К первой из названных групп предлагается относить налоги, не зависящие от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика (налог на трудовые ресурсы, налог на сокращение рабочих мест). Ко второй группе относятся налоги, напрямую связанные с деловой активностью налогоплательщика (налог на добавленную стоимость, акцизы).
Новым в предлагаемом проекте является всесторонне обоснованная разработчиками (методологически и методически) необходимость отмены налога на прибыль, и введение нового налога на средства предприятий, направляемые на потребление (налог на потребление).
Предлагаемая концепция налоговой реформы исходит из необходимости максимально возможного стимулирования инвестиционной активности предприятий. При этом одним из главных способов решения данной проблемы провозглашается увеличение доли условно-постоянных налогов в суммарной налоговой нагрузке. Стимулирующая функция таких налогов, по мнению разработчиков, реализуется путем снижения их удельного веса по мере улучшения показателей хозяйственной деятельности предприятий. С другой стороны, предлагаемый налог на потребление призван в максимальной степени ограничить поток средств, направляемых налогоплательщиками не на инвестиционные цели.
К преимуществам данного варианта налогового реформирования следует отнести:
§ четкое решение проблемы инвестирования средств, предполагающих развитие промышленности, строительных отраслей и сельского хозяйства. Это, в частности, достигается, по мнению разработчиков, полным освобождением от налогообложения прибыли предприятий;
§ за счет снижения налоговой нагрузки будут увеличены размеры налогооблагаемой базы (совокупной величины реального налогового потенциала);
§ снятие проблем непродуктивного “сжигания” финансовых ресурсов страны. В настоящее время этот процесс провоцирует, по мнению авторов, неконтролируемое потребление, банковское накопление капитала, открытые каналы ухода экспортных доходов за рубеж;
§ правомерность обоснований разработчиков по снижению ставок налога на добавленную стоимость. В их расчетах четко увязана процессуальная часть методики исчисления суммы налога на добавленную стоимость с показателями, характеризующими ход инфляционных процессов. Такой подход должен привести к снижению инфляционной составляющей в налоговой системе.
К недостаткам данного проекта можно отнести излишне высокую ставку налога на потребление — 70%. За счет поступлений по данному налогу предполагается финансировать потребности как федерального, так и региональных бюджетов, а также потребности внебюджетных фондов.
Высокая ставка налога на потребление ставит под сомнение следование принципу стимулирования инвестиций. Являясь в первую очередь налогом на заработную плату, налог на потребление может быть охарактеризован как мощнейший фактор ограничения платежеспособного спроса. Тот факт, что плательщиками данного налога признаются юридические лица, означает в первую очередь перенесение тяжести налогового бремени с физических лиц (освобожденных от подоходного налога) на предприятия. Этот подход не может быть признан как соответствующий целям стимулирования инвестиционной активности. Отсутствие стимулов к повышению размеров заработной платы сделает невозможным рост платежеспособного спроса и, вероятнее всего, деформирует нормальное развитие производственного сектора.
Таким образом, предлагается фактически налоговая система, стимулирующая производство не ради потребления, а ради самого производства. Подобный подход означает невозможность реализации произведенной за счет возросших инвестиций продукции и, следовательно, отсутствие возможности развития производства.