Недостатки действующей налоговой системы и способы совершенствования
Кроме того, отмечается, что развитию малых, средних, да и крупных компаний препятствуют главным образом система налогового администрирования. Причем за свои неправомерные действия они не несут абсолютно никакой ответственности.
Варианты снижения НДС активно обсуждаются в Госдуме, как, впрочем, и перспективы уменьшения ставки налога на прибыль. В правительстве все еще витает идея замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж.
Стремление превратить налоговую систему в образец простоты и эффективности, снять все налоговые преграды на пути экономического роста - таковы основные стимулы реформирования налогообложения во всех развитых странах мира. Положительный эффект при этом достигается лишь при соблюдении важнейшего принципа любой налоговой системы - приоритета производства над интересами бюджета.
Если не следовать этому основополагающему правилу, то налоговая политика правительства неизбежно приведет к негативным последствиям, а именно: к постоянному "вытеснению" капиталов из производственного сектора и отсутствию нормального инвестиционного процесса, поскольку сформировавшаяся система налогообложения станет блокировать важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате образуется постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный поток иностранного капитала.
Мы выяснили, что налоговая система в России имеет множество недостатков, несмотря на то, что было проведено несколько реформ в области налогообложения, и постоянно вводятся какие-то изменения в налоговое законодательство и т.д.
Поэтому можем говорить о том, что налоговую систему необходимо совершенствовать.
Мы рассмотрим некоторые направления совершенствования налоговой системы.
1. Достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами реализации являются:
§ Определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;
§ Установление предельных ставок региональных и местных налогов;
§ Отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации;
§ Сокращение числа налогов;
§ Устранение противоречий налогового и иных видов законодательства;
§ Выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот;
§ Упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.
2. Установление фискальных стимулов:
§ Введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей;
§ Введение рыночного механизма налогообложения недвижимости;
§ Постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства на сферу обращения;
§ Применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.
3. Повышение собираемости налогов посредством;
§ Последовательного перехода к исчислению налогов по отгрузке;
§ Налогообложения у источника выплаты;
§ Введение механизма реального контроля доходов физических лиц;
§ Совершенствования методов банковского контроля;
§ Усиления контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению;
§ Предоставления льгот лишь при условии полной уплаты налогов в предыдущем году.
Таким образом, налоговая политика государства связана в первую очередь с созданием прочного экономического базиса в стране и стабильных политических условий развития общества. Просматривается также смещение основного акцента в формировании налоговых доходов бюджета с чисто фискальных интересов на стимулирование роста производства, его структурную перестройку и развитие предпринимательской активности.
В настоящее время одна из первоначальных задач - обеспечение баланса между снижением налогового бремени и сокращением льгот, которые деформируют любую налоговую систему и снижают конкурентоспособность отечественных компаний.