Анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь
Одним из важнейших экономических показателей любой страны является состояние государственных финансов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит, - превышение расходов над доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства развитых стран.
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует так называемая политика бюджетного дефицита.
Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому в данной работе необходимо рассмотреть теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды, а также особенности бюджетного дефицита в Республики Беларусь.
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь, определение оптимальных источников его финансирования, а также выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.
В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, посвященные проблеме бюджетного дефицита. Поэтому при написании данной работы была использована следующая литература: Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь» и другие. В том числе использовалась информация периодических изданий: «Директор», «Белорусский банковский бюллетень» и др. Также был использован материал, опубликованный в Internet.
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь”. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами – дефицит бюджета, превышение доходов над расходами – профицит бюджета.
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом”.
Дефицит (от лат. Deficit - недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. [1, с. 84]