Зарубежный опыт банкротства кредитной организации
· Широкой общей базы для оценки рисков;
· Лимитов, правил и иных параметров, учитываемых при осуществлении рисковой политики;
· Адекватной и детализованной системы распределения и контроля управленческой информации.
В каждой кредитной организации со штатом сотрудников, превышающем 35 человек и/или сумма активов которой превышает 110 миллионов евро, должно быть создано специализированное структурное подразделение, отвечающее за осуществление функций внутреннего контроля.
В области контроля за рисками платежа документ рекомендует использовать следующие вспомогательные средства:
· Определение максимальных пределов кредитования заемщиков различной платежеспособности;
· Определение максимального временного интервала между текущими проверками отдельного кредита;
· Создание системы предоставления периодических отчетов;
· Создание системы определения полного объема обязательств экономически взаимосвязанных клиентов.
Кроме того, директива предусматривает обязанность банковского менеджера истребовать от клиента всю информацию, необходимую для осуществления достоверной оценки его платежеспособности.
Требования к системе управления рисками в австрийских банках могут еще более ужесточиться после вступления в силу соглашения «Базель II», согласно которому кредитные организации в значительной степени лишатся возможности выдавать кредиты без оценки платежеспособности, а также кредиты компаниям с низкими показателями уровня платежеспособности. Впрочем, относительно отдельных параметров этого соглашения до сих пор ведется достаточно принципиальные дискуссии. В частности, противники соглашения указывают на то обстоятельство, что «Базель II» в сегодняшнем виде дискриминирует компании, которые в силу специфики своего бизнеса имеют негативные значения некоторых ключевых показателей, а также новосозданные компании. Поэтому будущее соглашение на данный момент не прояснилось. Разумеется, подобная система контроля, принуждения и страховки не исключает серьезных ошибок в области банковского риск-менеджмента. Характерным примером тому может послужить конкретный случай из актуальной австрийской банковской практики, когда один из австрийских земельных банков, Банк Бургенланда, выделил кредиты в общей сложности на сумму более 150 млн. USD предпринимателю, действовавшему в строительном бизнесе, который, в конце концов, скрылся с полученными деньгами. До сих пор непонятно, каким образом руководство банка пошло на выдачу кредитов в столь крупных размерах предпринимателю с достаточно сомнительной репутацией, предъявившего в качестве доказательства наличия у него серьезной недвижимости лишь ряд фиктивных документов, а также фотографии последней. На наш взгляд, не совсем понятно, почему не был проведен элементарный анализ платежеспособности заемщика, и почему не последовало предупреждения со стороны Национального Банка, имевшего информацию о неблагонадежности заемщика. Степень ответственности банковского менеджмента в данной ситуации в ближайшее время будет выяснять суд. Описанный пример показывает, что, несмотря на все достижения в области государственного контроля за соответствием риск-менеджмента в банках минимально допустимым стандартам надежности, существует значительный потенциал для его увеличения в дальнейшем.
Тем не менее, на наш взгляд, высокий уровень антикризисного управления в банках Австрии во многом объясняется жесткими законодательными требованиями к банковскому менеджменту в этой стране и высоким уровнем контроля за их исполнением со стороны Министерства Финансов и Национального Банка.