Зарубежный опыт банкротства кредитной организации

Воздействие норм национального законодательства на процесс антикризисного управления в банках будет охарактеризовано на основании изучения и анализа законодательной базы республики Австрия. Поскольку оно, во-первых, в течении последних 10 лет было приведено в полное соответствие с нормами общеевропейского законодательства и, следовательно, является репрезентативным, и, во-вторых, имеет репутацию создающего базу для эффективного взаимодействия органов государственного контроля и высшего менеджмента банка в рамках процесса антикризисного управления.

В современной теории антикризисного управления является общепринятой точка зрения, согласно которой невозможно ни дать объективную оценку качеству антикризисного менеджмента в конкретной ситуации ни, тем более, адекватно проанализировать особенности практического опыта антикризисного управления в определенной стране, не зная, в каких условиях осуществляется антикризисный менеджмент в этой стране, какие конкретные правовые и деловые требования предъявляются к его качеству.

Австрия располагает передовой, логично структурированной законодательной базой в области регулирования управленческих процессов в банках; обстоятельство, в значительной степени являющееся причиной более чем положительной статистики банкротств в этой стране.

Существенной особенностью банковского антикризисного менеджмента в Австрии является наличие четких законодательных норм, предписывающих минимальный комплекс мер, которые менеджер обязан осуществить в целях предотвращения кризисной ситуации. Требования, предъявляемые органами государственного надзора к банковскому менеджменту, в значительной степени определяют вышеупомянутый минимальный комплекс мер. Требования, предъявляемые органами государственного надзора (Министерство Финансов, Комитет Финансового Надзора) к кредитным организациям закреплены в законодательных актах (Закон о Банковской Деятельности), а также в подзаконных актах (инструкциях, указах, директивах; в первую очередь директивы №2000/28, 91/308 и 86/635). Анализ позволяет разделить данные нормативные акты на три группы:

· Нормативы, фиксирующие требования к индивидуальным качествам и профессиональным навыкам менеджера (негативный и позитивный каталоги параграфа 5 Закона о банковской деятельности), а также нормативы, фиксирующие требования, предъявляемые к общему порядку осуществления управленческой деятельности в кредитных организациях, в частности, параграф 39 Закона о банковской деятельности определяет минимально необходимый уровень добросовестности менеджера кредитной организации, – Sorgfaltspflicht des Geschaftsleiters.

· Нормативы, фиксирующие требования к резервной политике банка, к которым, в особенности, относится параграф 22 Закона о банковской деятельности, и порядок взаимодействия между менеджментом и органами государственного надзора, в особенности в рамках учета и регистрации крупных капиталовложений (GVA), такие как параграфы 27 и 74 Закона о банковской деятельности.

· Нормативы, фиксирующие минимальные требования, предъявляемые к внутрибанковской системе организации учета и оценки рисков (инструкция КФН от 9 декабря 1998 года).

При несоблюдении указанных требований менеджер может привлечен к ответственности через суд. Кроме того, регистрация повторных грубых нарушений предписанных нормативов может являться основанием для отказа утверждения менеджера Комитетом Финансового Надзора в случае его перехода на руководящую позицию в другую кредитную организацию.

Согласно параграфу 4 ЗОБД, государственный контроль за деятельностью кредитных организаций осуществляется Комитетом Финансового Надзора (Finanzmarktaufsicht — FMA). КФН был образован в апреле 2002 года в результате слияния отделов Министерства Финансов, осуществляющих соответственно функции банковского и страхового надзора, а также Комитета по надзору за Рынком Ценных Бумаг. КФН является независимым органом. В рамках КФН существует департамент, отвечающий непосредственно за банковский надзор. Национальный Банк Австрии осуществляет валютный контроль на территории республики, и осуществлять надзор за деятельностью банков может исключительно в этом качестве. НБ может также оказывать кредитным организациям консультационные услуги.

Осуществленный анализ нормативных актов позволил выделить четыре уровня контроля КФН за деятельностью кредитных организаций. Результаты анализа отражены в таблице

Уровень контроля

Полномочия

Законодательная база

Предварительный контроль

КФН отвечает за выдачу полных и ограниченных лицензий на осуществление банковской деятельности. Выдаче лицензии предшествует не менее чем двухмесячная проверка соответствия банка требованиям австрийского законодательства, в свою очередь, отражающих требования директив ЕС.

Параграф 5 ЗоБД

Текущий контроль

КФН требует от кредитных организаций регулярного предоставления документов финансовой отчетности, документации по особо крупным кредитным сделкам, об изменении устава и т.д.

Особо пристальное внимание уделяется кадровым вопросам. Помимо информации о членах правления, банк должен сообщать КФН информацию о сотрудниках, отвечающих за внутренний контролинг; о критериях, применяемых при назначении сотрудников, отвечающих за торговлю ценными бумагами, а также об их изменении.

КФН проводит самостоятельный анализ полученных материалов.

КФН имеет право проводить внеочередные проверки банковской документации на месте. К каждому крупному банку КФН прикрепляется «государственный комиссар» (Staatskommissar), которого правление банка должно приглашать на все заседания совета директоров. Государственный комиссар обладает правом вето, возможности правления преодолеть вето достаточно ограничены. КФН и после выдачи лицензии следит за выполнением условий параграфа 5 ЗоБД.

Директива №2000/28, параграфы 11 и 73 ЗоБД

Антикризисное управление

Если анализ предоставленной отчетности позволяет органу надзора сделать вывод о долгосрочном ухудшении финансового состояния банка, Комитет имеет права потребовать от руководства банка принятия мер, которые ему представляются необходимыми для восстановления финансовой устойчивости кредитной организации. В случае если менеджмент банка отказывается принять требуемые меры, КФН может либо отозвать лицензию у банка, либо отозвать у одного или нескольких членов правления права занимать соответствующие посты, либо направить в банк «Правительственного комиссара» (Regierungskommissar)

Отзыв у менеджеров банка права заниматься управленческой деятельностью в кредитной организации не означает их ухода со своих постов, поскольку снять их может лишь совет акционеров либо учредительное собрание, но осуществление ими любой деятельности на своем посту будет, с момента отзыва, либо административно либо уголовно наказуемо. Назначение правительственного комиссара также не означает смещения действующего менеджмента; комиссар лишь участвует в текущем процессе управления банком наряду с менеджментом. Правительственный комиссар назначается, как правило, на незначительный срок времени – не более чем на два месяца.

Параграфы 78-80 ЗоБД

Инициация процесса банкротства кредитной организации и участие в нем

КФН — единственная инстанция, имеющая право обращаться в суд с требованием начала процесса банкротства банка. Менеджмент кредитной организации этим правом не обладает. Следует отметить, что в отличие от обыкновенных коммерческих организаций, в рамках процесса банкротства кредитных организаций законом не допускается подача заявок на замену процедуры банкротства процедурой зачета (Ausgleich) или на досрочное прекращение процедуры банкротства в результате принудительного зачета (Zwangsausgleich). Это означает, что КО не могут выйти из процедуры банкротства, достигнув мирового соглашения с кредиторами, предусматривающие лишь частичное погашение задолженности. После начала процедуры банкротства сохраняются лишь три варианта развития событий: ликвидация кредитной организации, полное восстановление ее платежеспособности в течение срока временного управления и ее покупка другой кредитной организацией, приобретающей все обязательства. Последний вариант — наиболее часто встречающийся в практике, второй — чисто теоретический, поскольку прецедентов до сих пор не было. КФН является стороной в процессе банкротства кредитной организации на всем его протяжении.

Параграф 82 ЗоБД

Перейти на страницу: 1 2 3 4