Рынок капитала как механизм перераспределения финансовых ресурсов
2.Рынок банковского капитала.
Рынок банковского капитала - это рынок покупки-продажи специфического товара - ссудного (банковского) капитала, который является денежным капиталом, предоставляемый взаймы за определенную плату (процент). Банки являются основными посредниками на этом рынке и образуют банковскую систему любой рыночной экономики.
Современная банковская система имеет двухуровневую организацию и включает в себя центральный банк и сеть коммерческих банков, связанных друг с другом корреспондентскими отношениями. Такая организация позволяет государству контролировать поведение коммерческих банков, осуществлять выработанную денежно-кредитную политику (поощрение кредитования отраслей экономики, регулирование ставки процента и т.д.)
Баланс любого коммерческого банка состоит из пассивной и активной частей. Формирование пассивной части баланса осуществляется из собственного капитала банка и обязательств банка перед своими клиентами (в основном средств на различных счетах). В пассивах отражается сумма привлеченных банком средств из финансово избыточных отраслей экономики и сумма сбережений населения. Активная часть баланса включает в себя большей частью различные инвестиционные вложения банков, как в виде ссуд предприятиям, так и в форме покупки ценных бумаг. Таким образом, активы показывают направления использования привлеченных ресурсов.
Перелив капитала здесь осуществляется путем привлечения банками средств из инвестиционно-избыточных секторов экономики с последующей передачей аккумулированных ресурсов в сектора, испытывающие финансовый дефицит. Эффективность функционирования такого механизма перелива зависит от уровня развития банковской системы и тесноты ее связи с реальным сектором экономики.
В последнее время во всем мире наблюдается процесс консолидации (укрупнения) банковского капитала на фоне усиления конкуренции за привлекаемые финансовые ресурсы со стороны развивающихся рынков ценных бумаг. В таких условиях банки вынуждены совершенствовать методы работы, предлагать клиентам широкий ассортимент услуг, соответствующих требованиям времени.