Рынок капитала как механизм перераспределения финансовых ресурсов
Государственный бюджет не является рыночным механизмом, но оказывает громадное влияние на функционирование рынка капитала, как уже было отмечено, в директивной экономике бюджетный механизм перемещения финансовых ресурсов полностью подменяет собой последний. Поэтому уместно рассмотрение госбюджета как на уровне сегментов рынка капитала, так и в качестве возможной альтернативы этому рынку. Наклонный конвейер ленточный производители наклонного ленточного.
Остановимся подробнее на каждом из перечисленных механизмов перераспределения финансовых ресурсов.
1. Государственный бюджет.
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы страны и представляет собой централизованные денежные средства, которыми распоряжается государство. Госбюджет - это полный и четкий план доходов и расходов государства на определенный период в соответствии с имеющимися возможностями и поставленными задачами. Госбюджет состоит из нескольких уровней и может быть организован различными способами (жесткая централизация, федеральная бюджетная система).
Формирование доходной части государственного бюджета осуществляется из различного рода бюджетных доходов: налогов, пошлин, платежей в казну, сборов. Кроме того, к бюджетным доходам относят доходы от коммерческого использования государственной собственности. В расходную часть бюджета включаются расходы на социально-культурные мероприятия, поддержку предприятий различных отраслей, управление, оборону и внешнеэкономическую деятельность.
Заметим, что по поводу соотношения понятий «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» существуют различные позиции. Так, Загалова З.А. считает, что под «фондовым рынком» следует понимать рынок ценных бумаг, основой эмиссии которых послужили реальные фондовые ценности (то есть рынок акций и корпоративных облигаций), тогда как «рынок ценных бумаг» - более широкое понятие, включающее в себя дополнительно рынок векселей, государственных ценных бумаг, производных ценных бумаг и т.д., не имеющие по собой основой конкретные фондовые ценности. Содержание государственных учреждений управления и здравоохранения) и расходы развития (внедрение научно-технических достижений и долгосрочные капитальные вложения в экономику). Поддержка предприятий осуществляется в форме государственных кредитов или безвозмездных субсидий, выделяемых на различных условиях.
Варьирование отраслевой структуры налоговых сборов, а также отраслевой структуры государственных кредитов и субсидий позволяет проводить в жизнь определенную политику межотраслевого перелива финансовых ресурсов в масштабах национальной экономики. Воздействие на процессы перелива капитала может быть косвенным — через изменение прибыльности вложений в различные сферы, и прямым — через бюджетное перераспределение средств. Эффективность такой политики напрямую зависит от участия государства в экономической жизни страны: от уровня бюджетных доходов; от структуры бюджетных расходов; от степени свободы действий органов государственной власти в условиях переплетения экономических и политических интересов различных группировок, действующих в стране.
Степень участия государственного бюджета в рыночной экономике довольно сильно различается от страны к стране (наибольшее участие наблюдается в Швеции, Дании, наименьшее - в США, Англии). Кроме того, в периоды экономического кризиса (особенно не циклического, а структурного кризиса) роль госбюджета может также сильно отличаться от периодов стабильного развития (экономика США во время «Великой депрессии», экономика послевоенной Франции).