Заключение
В процессе изучения теоретических основ внутрифирменного планирования финансовой деятельности было выявлено, что финансовое планирование является одним из основных элементов плановой работы на предприятии. Процесс финансового планирования включает планирование всех доходов фирмы и направлений расходования денежных средств, посредством формирования финансового плана. Основной целью внутрифирменного финансового планирования на предприятии является обеспечение процесса производства соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. В настоящее время руководители и менеджеры предприятий высказывают неоднозначное мнение относительно эффективности финансового планирования, что связано с неопределенностью предстоящих событий. Особенно это активизировалось в кризисный и посткризисный периоды, когда очень трудно с достоверностью предсказать даже ближайшее будущее. Данный аспект вовсе не означает, что нужно отказаться от планирования. Опыт функционирования российских предприятий в условиях кризиса указывает на то, что финансовое планирование не утратило свою значимость. Компании пока не готовы отказаться от финансового планирования, зная о его неоспоримых преимуществах, хотя и вносят в этот процесс собственные коррективы. Так финансовое планирование способствует более рациональному формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов; служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов; позволяет осуществлять контроль за финансовым состоянием организации; улучшает координацию действий.
Необходимость планирования и возрастающая его роль в современных условиях обусловлена многими факторами, а именно:
- увеличением размеров многих компаний;
- сложностью и комплексностью хозяйственных задач;
- необходимостью поиска оптимального решения этих задач с учетом высокой нестабильности внешних условий;
- ограниченностью ресурсов и необходимостью их эффективного использования;
- объединением членов организации для достижения единой цели деятельности организации и другими.
На сегодняшний день наиболее обсуждаемым вопросом в рамках внутрифирменного финансового планирования является процесс бюджетирования, который предполагает составление и принятие бюджета компании и последующий контроль за его исполнением. Бюджеты имеют множество видов и форм, но конкретные их формы каждое предприятие выбирает для себя самостоятельно в зависимости от масштабов производственного процесса, специфики деятельности фирмы и многих других аспектов. Но при этом необходимо отметить, что процесс бюджетирования непременно начинается с прогнозирования объемов продаж и на его основе составления бюджета продаж, поскольку показатели этого бюджета лежат в основе составления других бюджетов. На многих российских предприятиях уже действует система бюджетирования или находится на стадии внедрения. Постановка данной системы для каждой фирмы является очень многогранным, длительным и соответственно дорогостоящим процессом. Однако результаты многих исследований по внедрению и функционированию системы бюджетирования на предприятиях позволяют объективно оценить ее значимость и эффективность.
Таким образом, в данной курсовой работе была достаточно подробно рассмотрена сущность финансового планирования, его основные методы и виды. Также в работе охарактеризован процесс бюджетирования и организация этого процесса на российских предприятиях в период кризиса и сделан вывод о необходимости внутрифирменного финансового планирования и в частности бюджетирования и повышении его значимости в современных условиях.
[1] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с.277-278.
[2] Финансовый менеджмент : учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина: под ред. Ю.П. Анискина. – Москва : Омега-Л, 2006. – с. 187.
[3] Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с. 398-399.
[4] Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. Пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. – М.: Вузовский учебник, 2007. – с. 64-65.
[5] Финансы организаций (предприятий): учебник / под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с. 202-204.