Основные понятия финансового планирования, история его возникновения и развития
Вместе с тем в советской экономике был накоплен и ценный, положительный опыт планирования:
- составление долгосрочных планов;
- использование прогрессивных методов планирования, включая экономико-математические методы и модели;
- разработка нормативной базы планирования и т.д.
Негативное отношение к планированию в первые годы рыночных реформ постепенно сменилось признанием значимости планирования. В условиях роста конкуренции на международных и внутренних рынках роль этой функции управления постоянно повышается.
Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:
· высокая степень неопределенности на российском рынке;
· незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
· отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса и многие другие[11].
Существенное число публикаций в периодической печати о финансовом планировании связано с особенностями организации планирования в условиях кризиса. Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ провела исследование на тему, какие метаморфозы произошли с системами планирования в условиях кризиса. Было опрошено 16 топ-менеджеров российских компаний из разных регионов и отраслей. Среди этих компаний можно назвать ГК «ГазРезерв», кондитерское объединение «Любимый край», Магнитогорский металлургический комбинат, Сибэлектромотор, Генподрядная компания СТЭП, «Топливные системы», Ювелирная сеть «585» и другие.
Основные выводы по этому исследованию следующие. Большинство руководителей рассматривают план как необходимый инструмент управления компанией в кризисные времена. Причем планирование должно быть не только оперативным, но и среднесрочным. Хотя понятие среднесрочности в кризисные времена несколько меняется. Если в период стабильности среднесрочным считался 1–3-х летний план, то в период кризиса — только на 1 год[12].
В подтверждение данной мысли можно привести результаты другого исследования, в котором анализируется влияние кризиса на горизонт планирования на малых предприятиях (см. таблицу 1).
Таблица 1. – Средние значения горизонта планирования на различных стадиях жизненного цикла[13]
Средний горизонт планирования (мес.) |
Становление |
Рост |
Зрелость | |||
2007 год |
2009 год |
2007 год |
2009 год |
2007 год |
2009 год | |
11,1 |
6,8 |
10,5 |
13,5 |
12,1 |
10,3 | |
Кризис развития |
Возрождение |
Спад | ||||
11,1 |
6,9 |
10,5 |
8,0 |
12,1 |
7,0 |
По сравнению с 2007-м годом, в 2009 году горизонт планирования при принятии управленческих решений снизился для предприятий всех стадий жизненного цикла, кроме тех, кто находится на стадии роста.
Из опыта топ-менеджеров руководители исследований выделяют ряд правил, как сделать план в условиях кризиса более реалистичным.
1. Расчет, исходя из пессимистичного прогноза. Если компания будет готова к худшему варианту развития событий, то с лучшим она наверняка справится.
2. Использование экспертных оценок сотрудников. Метод экспертных оценок позволяет за короткий срок эффективно использовать огромный опыт и знания, накопленные топ-менеджерами компании.
3. Опора на знания и опыт службы продаж. При этом важно реально оценивать уровень понимания компанией своего рынка. «Можно много рассуждать о прогнозах рынка, тенденциях мировой и отечественной экономики, но без профессиональной, ответственной службы продаж реалистичный план получить практически невозможно»[14].