Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
создать условия для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и ОМС.
Кроме этого, необходимо осуществить ряд серьезных мероприятий по повышению эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам социального страхования. Осуществить меры, направленные на разработку системы присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.
Таким образом, будет окончательно сформирован персонифицированный учет всех застрахованных граждан. Это в свою очередь позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать более адресной систему социальной защиты.
В этом же направлении можно рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-организационную самостоятельность территориальных фондов медицинского страхования.
Данное решение имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, такое объединение позволяет снизить уровень административных расходов, но с другой возникает проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенным изменением в действующем законодательстве.
В этой связи возможными направлениями оптимизации системы обязательного пенсионного страхования являются:
сокращение долгосрочных обязательств ПФР на выплату пенсий;
сокращение расходов ПФР, производимых помимо расходов на выплату текущих пенсий.
Основополагающим моментом модернизации системы обязательного медицинского страхования является укрепление финансовой базы ОМС с целью обеспечения сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.
В основу модернизации должен быть положен переход к преимущественно страховому принципу мобилизации финансовых средств и подушевому финансированию в системе ОМС.
Для реализации программы реформирования ОМС необходимо реализовать следующие конкретные шаги.
Утвердить постановлением Правительства Российской Федерации минимальный подушевой норматив финансирования базовой программы ОМС, как составной части Программы госгарантий.
Разработать порядок индексирования подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации необходимо разработать и принять проекты федерального закона “О Федеральном фонде обязательного медицинского страхования".
С целью обеспечения эффективных механизмов рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС и устранение правовых недостатков, накопившихся в системе за период ее существования, необходимо включить фонды ОМС в число субъектов ОМС.
Более четко законодательно определить механизм организационного и финансового взаимодействия субъектов ОМС и их обязательств в системе ОМС для реализации декларированных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Повысить требовательность к деятельности страховых медицинских организаций в системе ОМС. В целях установления критериев допуска страховых медицинских организаций к деятельности в системы ОМС разработать механизм аккредитации страховых медицинских организаций, что позволит повысить требования к СМО, осуществляющих деятельность в ОМС, а также их ответственность за целевое использование средств.