Проблемы и состояние социального страхования в России
Проблема повышения эффективности здравоохранения является по-прежнему актуальной во всех странах. Учитывая кризисную ситуацию по обеспечению финансовыми ресурсами cистемы обязательного медицинского страхования в России, предлагаются варианты выхода из этой ситуации, в частности внедрение дифференцированной программы добровольного медицинского страхования на базе государственной (муниципальной) системы здравоохранения, что практически означает внедрение платной системы медицинских услуг.
Развитие ДМС на базе дифференцированных программ медицинского обслуживания предлагается не только как альтернатива широко распространенной сегодня прямой оплаты медицинской помощи пациентом или его работодателем на основе прямых договоров с медицинскими учреждениями.
Решение вопросов финансирования здоровья должно идти за счет дальнейшего реформирования системы ОМС и действующей системы социального страхования. В системе социального страхования, как уже отмечалось, выделяются два вида обязательного социального страхования: обязательное общее страхование, которое распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту (средства учитываются в 4% -ной ставке в составе ЕСН для категории работающих с доходом до 100 тыс. руб.), и обязательное профессиональное страхование лиц, занятых на работах с особо опасными и неблагоприятными условиями труда, связанных с повышенным травматизмом (страховые тарифы по которому дифференцированы по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска от 0,2 до 8,5% от фонда оплаты труда).
Повышение уровня социальной защиты в связи с заболеваниями и утратой трудоспособности граждан возможно при интеграции всех средств, направляемых и связанных с поддержкой и охраной здоровья. Целесообразность интеграции средств, связанных с охраной и поддержкой здоровья, диктуется единством задач, решаемых системами социального страхования, связанных с финансированием заболеваний и соответственно с мероприятиями профилактическими, лечебными, реабилитационными и выплатой пособий по нетрудоспособности.
Тарифы на медицинские услуги в объединенной системе обязательного медицинского и социального страхования должны обеспечить полное восполнение затрат медицинских учреждений на оказание медицинских услуг. За счет этих средств должен финансироваться, в силу ограниченности финансовых ресурсов, строго определенный объем не экстренной медицинской помощи.
Учитывая, что услуги независимых страховщиков слишком дорогие (высокие административные расходы и другие им присущие недостатки), функции страховщиков по ОМС следует передать государственным страховым компаниям, которые будут осуществлять медицинское страхование на территории по программе обязательных гарантий. Эти организации должны быть некоммерческими, то есть, получая прибыль, они должны использовать ее для развития основной деятельности - медицинского страхования и без права свободной капитализации доходов.
В дополнение к системе ОМС может развиваться и ДМС. В этом направлении сделаны определенные шаги. С принятием главы 25 Налогового кодекса РФ взносы по добровольному страхованию (медицинскому, личному, долгосрочному страхованию жизни, пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному обеспечению) уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (с определенными ограничениями). Меняется также порядок исчисления ЕСН при оплате налогоплательщиком страховых взносов по договорам добровольного страхования: от налогообложения освобождаются суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного страхования работников при условии отсутствия выплат непосредственно застрахованным физическим лицам в следующих случаях:
если договор предусматривает оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц и заключен на срок не менее одного года;
если договор заключен исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей.
Во всех остальных случаях страховые взносы по договорам добровольного страхования работников и (или) членов их семей, оплаченные за счет средств работодателя, подлежат включению в налоговую базу по ЕСН (кроме взносов, оплаченных из прибыли).