Заключение
В результате проведенного в курсовой работе исследования на тему "Государственный долг: причины возникновения и способы погашения" можно сделать следующие выводы:
обзор литературы по данной теме выделяет несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации, но основополагающим для всех классификаций является деление его на внутренний и внешний долг;
государственный внешний долг это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты) в иностранной валюте;
основной причиной возникновения большей части российского государственного внешнего долга является долг СССР;
долг России образовался в результате привлечения дополнительных ресурсов из внешних источников, которые потребовались в связи с трудностями перехода от планово-административной системы хозяйствования к рыночной;
внешняя задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга: больше всего внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами;
в структуре современного государственного внешнего долга России основной объем обязательств приходится на ценные бумаги в иностранной валюте;
в связи с досрочным погашением значительной части задолженности перед Парижским клубом кредиторов в структуре внешнего долга РФ произошли кардинальные изменения, в результате чего удельный вес государственного внешнего долга РФ сократился до $72,2 млрд.
Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе.
Схемы расчетов, применяемые в отношении государственного долга Российской Федерации, выделяют следующие:
реструктуризация задолженности перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долг части процентных платежей;
операции по обмену ГКО на евробонды;
посткризисная новация ГКО-ОФЗ;
операции по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;
обмен коммерческой задолженности на еврооблигационные займы;
а также "нестандартные" схемы, к которым относят погашение внешней задолженности экспортом и досрочное погашение внешней задолженности (в частности из фондов Стабилизационного фонда РФ).
При последовательном проведении соответствующих мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.
Таким образом, государственный внешний долг России является сложной и многофакторной проблемой, решение которой, исходя из мирового опыта, требует значительных усилий.
[1] Бюджетный кодекс РФ, ст.98.
[2] Бюллетень Счетной палаты РФ.//Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации. - 2004. - №9.
[3] http//www.minfin.ru
[4] http//www.minfin.ru
[5] http://www.budgetrf.ru
[6] там же.
[7] там же.
[8] http://www.rvps.ru
[9] www.deloros.ru
[10] там же
[11] там же
[12] http://www.eit.ru
[13] http://www.rbc.ru
[14] http://www.budgetrf.ru