Управление государственным внешним долгом РФ
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Схемы расчетов, применяемые в отношении государственного долга Российской Федерации, можно выделить следующие:
реструктуризация задолженности перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долг части процентных платежей;
операции по обмену ГКО на евробонды;
посткризисная новация ГКО-ОФЗ;
операции по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;
обмен коммерческой задолженности на еврооблигационные займы.
Большинство указанных выше операций связано в первую очередь с невозможностью проведения в срок расчетов и урегулированием просроченной задолженности по долговым обязательствам. Вместе с тем существует ряд "нестандартных" схем проведения расчетов по долговым обязательствам, экономическая эффективность которых либо вызывает определенные сомнения, либо не может быть рассчитана в силу ряда причин. К таким операциям относятся, например, операции по погашению внешней задолженности экспортом и досрочное погашение внешней задолженности.
Первый тип "нестандартных" операций проводится на основе соответствующих соглашений, по которым Минфин России осуществляет финансирование экспортеров, поставляющих продукцию за рубеж в счет погашения внешней задолженности. Очевидно, что все финансирование экспортных поставок является по сути своей беспроцентными бюджетными ссудами, которые можно расценивать как погашенные в случае осуществления экспорта.
Товарная схема погашения применялась в отношении государственного внешнего долга РФ перед странами: Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией, Китаем, Польшей, Францией, Финляндией, Италией, Южной Кореей и Уругваем.
Второй "нестандартный" способ проведения расчетов связан с досрочным погашением долговых обязательств с дисконтированием. Следует отметить, что оценить реальный эффект от проведения таких операций практически невозможно. Это связано с тем, что, например, до 2020 года никто не прогнозировал ни показатели инфляции, ни курсы валют, ни другие макроэкономические и бюджетные показатели, необходимые для оценки того, выгодно ли погашать долг сегодня с дисконтом или лучше осуществлять по нему расчеты до 2020 года.
В настоящее время для досрочного погашения внешнего долга используется Стабилизационный фонд РФ,[14] формируемый за счет дополнительных доходов от высоких цен на нефть. Погашение долга за счет средств стабилизационного, по мнению экспертов, наиболее эффективный способ расходования этих средств.
Начиная с 2006 года средства Стабилизационного фонда РФ полностью предлагается накапливать и направлять на досрочное погашение государственного внешнего долга. При этом базовый, не подлежащий расходованию, объем Стабилизационного фонда предлагается на ближайшие 3-4 года сохранить на текущем уровне 500 млрд. рублей, погашая внешние долги за счет средств фонда сверх базового уровня.
Досрочное погашение долгов, считают эксперты, пойдет на пользу России и позволит ей освобождать около 1 миллиарда долларов на экономии процентов с долга. Эти деньги будут направлены в Инвестиционный фонд на финансирование совместных с бизнесом проектов в инфраструктурных областях экономики. Например, в строительстве дорог, транспортных узлов.