Цели денежной политики.
Главной целью денежно-кредитной политики в 2003 году, как и в среднесрочной перспективе, остается последовательное снижение инфляции. Динамика потребительских цен в 2002 году определятся совокупностью факторов, имеющих долгосрочный характер и формирующих базовый уровень инфляции, и краткосрочных факторов, связанных как со структурными реформами в экономике, так и с сезонными факторами. При этом влияние политики Правительства Украины в области регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на общую динамику цен в настоящее время значительно усилилось. В 2002 году уровень инфляции не должен превысить14% (из расчета декабрь к декабрю) или 14,3-15,5% в среднегодовом выражении, а темп прироста валового внутреннего продукта (с учетом динамики основных элементов конечного спроса) -3,5-4,5%.
В течение ряда лет отмечалось размывание тесноты связи между ростом денежного предложения и инфляцией и практическое отсутствие какого-либо промежуточного показателя, чья
взаимосвязь с конечной целью монетарной политики была бы достаточно стабильной и надежной. В силу этого при проведении денежно-кредитной политики продолжают использоваться элементы как целевой инфляции, так и контроля за денежным предложением. При этом, учитывая нестабильность скорости обращения денег и высокую степень неопределенности в формировании спроса на деньги, предполагается гибко реагировать на изменение спроса на национальную валюту при условии снижения инфляции и инфляционных ожиданий.
Кроме использования агрегата денежной массы М2 в качестве монетарного индикатора для достижения конечных целей денежно-кредитной политики анализируется и учитывается широкий спектр показателей и их влияние на инфляцию. Наиболее значимыми с этой точки зрения являются такие показатели как параметры выполнения фискальной политики, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционные ожидания, динамика доходов населения, состояние платежного баланса, денежных рынков и рынков капиталов.
Спрос на деньги в 2002 году формируется в основном на базе тенденций, сложившихся в 2000-2001 годах, а также под воздействием предполагаемых мер бюджетной и структурной политики. С учетом анализа влияния факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами спрос на деньги (по агрегату М2) в 2002 году возрастет на 22-28%.
В 2002 году продолжается применение операционной процедуры денежно-кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. При этом воздействие на уровень ликвидности банковской системы осуществляется при активном использовании рыночных методов. Учитываются как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности банковской системы может оперативно корректироваться в случаях как недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских резервов.
Рост чистых международных резервов органов денежно- кредитного регулирования по-прежнему является важным источником увеличения денежного предложения. Однако, исходя из динамики платежного баланса, накопление золотовалютных резервов в 2003 году происходит более медленными темпами, чем в предыдущем году.
Основным принципом политики валютного курса в 2003 году остается рыночное курсообразование с использованием режима плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меняющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим должен способствовать снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Использование режима плавающего курса не предполагает установления количественных ориентиров курсовой динамики.
Политика валютного курса направлена на сглаживание курсовых колебаний и накопление золотовалютных резервов до уровня, обеспечивающего устойчивость национальной валюты, в том числе в периоды осуществления крупных платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Прогнозируемое на 2003 год состояние платежного баланса сохраняет возможность некоторого укрепления курса рубля в реальном выражении. Меры политики валютного курса будут направлены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлекательности вложений в финансовые активы.