Особенности формирования спроса на деньги
Таблица 1. Кредиты Росбанка с условием ежемесячного погашения задолженности равными частями (по Республике Калмыкия).
В силу ограниченности коммерческого кредита процент по нему значительно ниже, чем по банковскому кредиту. Процентная ставка по краткосрочным кредитам (несколько месяцев) устанавливается на более высоком уровне, чем по долгосрочным кредитам в том случае, если банк заинтересован в поддержании стабильных продолжительных отношений со своими контрагентами. По крупным ссудам ставка обычно ниже, чем по мелким, что связано с издержками по обслуживанию клиентов. Чем выше риск (вероятность невозврата суммы кредита и процентов по нему) при предоставлении ссуды, тем выше ставка процента.
Из таблицы 1. видно, что наиболее высокая ставка процента соответствует меньшему сроку кредитования: 10 месяцев – 23,49%, и снижается по мере роста срока: 14 месяцев – 18% (от 3 до 24 месяцев – 22,5%, от 3 до 36 месяцев – 18%). Но на ставку процента потребительского кредитования влияют также и такие показатели как: сумма комиссии за предоставление кредита; штраф за возникновение просроченной задолженности; возможность досрочного погашения; скидка торговой организации и т.д. Существует так же и другие теории: неоклассики считают, что спрос на деньги зависит как от текущего потока доходов, так и от общего накопленного богатства. С ростом богатства люди увеличивают вложения в разные виды реальных и финансовых активов, в том числе и увеличивают количество наличных денег. В отличие от классиков неоклассики считают, что спрос на деньги неэластичен по отношению к изменениям процентной ставки. Лидер этой теории М. Фридмен считает, что необходимо учитывать фактор инфляции, корректирующий реальную доходность активов:
(M/P)= f(Y, W, ia, ib, id,…, П),
Где (M/P) – желаемая величина запаса денег ( спрос на деньги);
Y – номинальный текущий доход;
W – накопленное богатство;
ia - процент дохода по акциям;
ib - процентная ставка по облигациям;
id - процентная ставка по депозитам;
П - ожидаемый темп инфляции.
Так же некоторые направления выделяют такой фактор как ожидания. Пессимизм населения и предпринимателей относительно будущей экономической ситуации стимулирует рост спроса на деньги (особенно наличные). А при оптимистическом прогнозе возрастет спрос на другие виды активов, а на деньги упадет.