Современные задачи налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые органы - правоприменительные органы, т.е. решая поставленные профессиональные задачи, действуют в строгом соответствии с налоговым и иным законодательством. Отсутствие в законодательстве определения термина "правоохранительные органы" позволяет отдельным юристам - теоретикам относить налоговые органы к правоохранительным, "обосновывая" это наличием у налоговых органов компетенции по реагированию на налоговые и административные правонарушения. Однако при отнесении того или иного органа к правоохранительным, следует руководствоваться иными критериями и ориентирами. Общеизвестно, что правоохранительная деятельность складывается из относительно разнообразных, но строго определенных функций: 1) конституционного контроля; 2) правосудия; 3) организационного обеспечения деятельности судов; 4) прокурорского надзора; 5) выявления и расследования преступлений; 6) оказания юридической помощи. Каждое из направлений деятельности является прерогативой отдельно взятого правоохранительного органа и направлено на выполнение "своих" результатов. Ни одно из этих направлений деятельности не основополагающее для налоговых органов. Поэтому налоговые органы не могут быть правоохранительными органами. Всякий правоохранительный орган - правоприменительный, но далеко не всякий правоприменительный орган - правоохранительный.

Решение задачи по осуществлению налогового контроля реализуется в форме:

- учета налогоплательщиков;

- проверки соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства;

- применения налоговых санкций за нарушения налогового законодательства.

Учет налогоплательщиков - основа основ деятельности налоговых органов, их первая обязанность. Налоговые органы обязаны принимать необходимые меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах, они несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков. Одновременно, налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны встать на учет в налоговых органах. Органы, осуществляющие регистрацию организаций, предпринимателей без образования юридического лица, выдающие лицензии, свидетельства частным нотариусам и частным детективам и охранникам, обязаны сообщать об этом в налоговые органы. Аналогичная обязанность предусмотрена в ст. 85 части первой НК РФ и в отношении органов, осуществляющих регистрацию места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним. Банки и кредитные учреждения не вправе открыть счета организациям, индивидуальным предпринимателям, не имеющим свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Соблюдение налогового законодательства - осуществляется посредством проведения камеральных и выездных налоговых проверок. При этом может проверяться только деятельность налогоплательщика за три календарных года, предшествовавших году проведения проверки. В связи с налоговой проверкой, налоговый орган может истребовать у других лиц (юридических, физических), документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Применение налоговых санкций за налоговые правонарушения - не менее ответственная сфера деятельности налоговых органов. Формальные основания для привлечения налогоплательщика к ответственности содержатся в акте выездной налоговой проверки, составляемом не позднее двух месяцев после окончания проверки. В акте должны указываться документально подтвержденные факты налоговых правонарушений (если такие выявлены) выводы и предложения по устранению нарушений, ссылки на статьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность за конкретное налоговое правонарушение. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа (его заместитель) могут вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. После чего налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, установленных статьями главы 16 части первой НК РФ. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Специфика налоговых органов, высокая степень их полномочий налагает и повышенные обязанности на должностных лиц этих органов. Они обязаны сохранять ставшую им известной в связи с выполнением служебной деятельности - коммерческую и налоговую тайну своих "клиентов".

В ходе своей деятельности организация вынуждена представлять для проверки документы сотрудникам налоговых органов. Бывают случаи, когда контролирующие органы могут изъять у организации документы или предметы, имеющие отношение к налоговой проверке. Процесс выемки (изъятия), а также объяснение с представителями налоговых органов зачастую проходят напряженно и эмоционально.

Перейти на страницу: 1 2