Методы разработки стратегии
В данной курсовой работе будет рассмотрена три основных метода. Первым методом разработки инвестиционной стратегии предприятия является формирование стратегических целей инвестиционной деятельности.
Стратегические цели инвестиционной деятельности предприятия представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры его стратегической инвестиционной позиции, позволяющие направить эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результат.[4]
Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно отвечать определенным требованиям, основными из которых являются:
- Подчиненность главной цели инвестиционного менеджмента;
- Ориентация на высокий результат инвестиционной деятельности;
- Реальность (достижимость);
- Измеримость;
- Однозначность трактовки;
- Научная обоснованность;
- Поддержка;
- Гибкость.
Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности требует предварительной их классификации по определенным признакам, приложение Б, рис.1.2.[13]
С учетом рассмотренных принципов классификации организуется процесс формирования стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия. Этот процесс осуществляется по следующим этапам:
1. Рестроспективный анализ тенденций развития основных результатов показателей инвестиционной деятельности в увязке с динамикой факторов внешней инвестиционной среды и параметрами внутреннего инвестиционного потенциала предприятия.
2. Формулировка стратегической цели инвестиционной деятельности предприятия.
3. Определение желательных и возможных тенденций развития отдельных показателей инвестиционной деятельности, обеспечивающих достижение ее главной цели.
4. Определение нежелательных, но возможных тенденций развития отдельных результатов инвестиционной деятельности, препятствующих достижению главной цели.
5. Учет объективных ограничений в достижении желаемых параметров стратегической инвестиционной позиции предприятия.
6. Формирование основных стратегических целей инвестиционной деятельности, обеспечивающих достижение ее главной цели.
Вторым методом разработки инвестиционной стратегии предприятия является метод обоснование стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности.[4]
Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия базируется на системе целей этой деятельности. В процессе разработки последовательно решаются следующие задачи:
1. Определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода.
2. Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности.
3. Определение региональной направленности инвестиционной деятельности.
Определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода связано, прежде всего, с действием объективные внешних и внутренних факторов:
1. Функциональная направленность деятельности предприятия - влияет на соотношение форм реального и финансового инвестирования.
2. Стадия жизненного цикла предприятия - определяет потребности и возможности осуществления различных форм инвестирования. Так, на стадиях «детства» и «юности» подавляющая доля осуществляемых предприятием инвестиций носит реальную форму; на стадии «ранней зрелости» эта форма инвестиций также преобладает; лишь на стадии «окончательной зрелости» предприятия могут позволить себе существенное расширение удельного веса финансовых инвестиций.
3. Размеры предприятия - влияют на соотношение форм реального и финансового инвестирования опосредованно через возможный объем формирования инвестиционных ресурсов. У небольших и средних предприятий, свободный доступ которых к заемным финансовым ресурсам ограничен, имеются определенные сложности в формировании «критической массы инвестиций», обеспечивающей рентабельное развитие операционной деятельности. В связи с этим, инвестиционная деятельность небольших и средних производственных предприятий сконцентрирована преимущественно на реальном инвестировании, т.к. для осуществления финансовых инвестиций у них отсутствуют соответствующие ресурсы.