Правовое регулирование факторинговых сделок
При проведении сделки открытого факторинга возникают следующие денежные обязательства:
это обязательство должника перед кредитором по оплате товара (работ, услуг), по которому право требования уплаты денег уступается фактору. Поскольку, как было установлено выше, уступка не является способом (формой) прекращения обязательств, то при заключении договора факторинга требования Указа № 373 соблюдаются.
это обязательство фактора перед кредитором по выплате суммы финансирования. Указанное обязательство исполняется перечислением денежных средств кредитору, т.е. денежные средства поступают кредитору в полной сумме обязательства (в размере суммы финансирования). Тот факт, что сумма финансирования меньше суммы уступленного требования на размер дисконта, не может рассматриваться как неполучение или недополучение кредитором части денежных средств.
при неисполнении должником своих обязательств по уступленному требованию по договору факторинга с правом обратного требования (регресса) фактор вправе предъявить к кредитору требование о возмещении суммы денежного обязательства, не уплаченной должником, и причиненных убытков. В этом случае можно говорить о следующих денежных обязательствах кредитора перед фактором:
1) по уплате фактору суммы денежного обязательства, не уплаченного должником, в порядке обратного требования (регресса) в силу того, что кредитор несет риск неисполнения должником уступленного фактору требования. Указанное обязательство прекращается уплатой денежных средств кредитором фактору, что в полной мере соответствует Указу № 373.
2) по возмещению (уплате) фактору суммы убытков, вызванных неисполнением или просрочкой исполнения должником уступленного фактору требования. Это обязательство также будет прекращено поступлением денежных средств фактору, что соответствует Указу № 373.
Следует отметить, что согласно БК в новой редакции, вступившей в силу с 27 октября 2006 г., существенно изменены нормы, касающиеся скрытого факторинга. В частности, при скрытом факторинге требование будет переходить к фактору (без уведомления должника об уступке).
При скрытом факторинге исполнение должником денежного обязательства первоначальному кредитору рассматривается как надлежащее исполнение, несмотря на то, что требование уступлено фактору.
Согласно Указу № 373 организациям запрещено прекращать обязательства без поступления денежных средств. Однако в рассматриваемой ситуации фактор (банк) не совершал действий по прекращению обязательства без поступления денежных средств. Ведь БК изначально предусматривает такой порядок проведения операции, при котором фактор непосредственно не получит денежные средства от должника.
Кроме того, Указ № 373 требует поступления денег в установленном порядке при прекращении обязательства. То есть если установлен определенный порядок поступления денежных средств при прекращении обязательства и такой порядок соблюден, даже если в какой-то момент при прекращении обязательства денежные средства поступили не непосредственно фактору, но затем им были получены, то следует признать, что при прекращении обязательства денежные средства поступили в установленном порядке [16].
И Гражданский, и Банковский кодексы предусматривают, что в случае если должник при уступке требования не был уведомлен надлежащим образом о состоявшейся уступке, исполнение должником обязательства первоначальному кредитору признается надлежащим исполнением обязательства. Такой подход в определенной степени позволяет защитить имущественные интересы должника. Но если в ГК такая ситуация рассматривается как следствие неисполнения первоначальным либо новым кредитором обязанности по уведомлению должника об уступке, то БК (с 27 октября 2006 г.) при проведении скрытого факторинга изначально предполагает (фактически устанавливает) такой порядок проведения операции скрытого факторинга. То есть неуведомление должника и, как следствие, исполнение должником обязательства не фактору, а первоначальному кредитору (уже не являющемуся кредитором по обязательству) с последующим перечислением кредитором полученных средств фактору признается надлежащим и является предполагаемым (фактически установленным) порядком проведения операции скрытого факторинга. В то же время, несмотря на то, что почти все аргументы подтверждают правомерность проведения скрытого факторинга, спорные вопросы все же остаются, поскольку законодательство (БК) именно предполагает такой порядок поступления денежных средств, но прямо его не устанавливает (не описывает). Не устанавливают его и нормативные документы Национального банка Республики Беларусь [4].