Функции налогов

Налог

- это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый госу­дарством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет.

Основными характеристиками налога являются:

• принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;

• обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков;

• безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщики непосредственно не получают товары или услуги;

• обезличенность - налог не закреплен за конкретным видом расходов;

• законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом занезаконные действия.

Налогообложение

представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов, то есть властно-принудительного, одно­стороннего и безэквивалентного изъятия части доходов корпоратив­ных или индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

В экономической системе налоги выполняют следующие основные функции:

• фискальную;

• регулирующую;

• социальную.

Фискальная

функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Налоги выполняют прежде всего фискальную функцию.

Эта функция долгое время считалась самодостаточной для выраже­ния сущности и назначения налогов и определяла нейтральный харак­тер налоговой системы, что отвечало принципам классической эконо­мической теории о невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Однако такой подход не учитывал возможности на­логового воздействия на эффективность распределения и использова­ния ресурсов.

С развитием экономической системы возникла необходимость оп­ределенного корректирующего воздействия государства на макроэко­номические параметры, что породило регулирующую

(или распреде­лительную) функцию налогов.

Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается пе­рераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться начиная с 1930-х гг. XX в. в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция осуществляется через установление нало­гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ­ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимули­рует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повыше­ние же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешне­экономической деятельности. Изменение таможенных пошлин суще­ственно влияет на внешнеторговый оборот.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплателыциками в соответствии с экономической политикой государства.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального нера­венства. Здесь проявляется социальная

функция налогов. Ее суть состо­ит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между до­ходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравен­ство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого мини­мума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инва­лидам и некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (кол­лективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспе­чивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.