Мероприятия по оптимизации налоговых поступлений в бюджет Солнечного района
База по налогу на имущество физических лиц может быть значительно увеличена, если решить проблему оценки и государственной регистрации строений, принадлежащих гражданам. Большинство таких строений не имеет инвентаризационной оценки. Если же строение было ранее оценено на какую-то сумму, то сумма оценки не отражает реальной стоимости строения.
Для регионов, которые не вводят налог на недвижимость важное значение имеет земельный налог. Лишь половина суммы земельного налога, который является местным налогом, поступает в местные бюджеты, что приводит к значительному снижению доходной части местных бюджетов. Более того, эти меры противозаконны. Противозаконность централизации средств земельного налога, поступающих от земель, находящихся в муниципальной собственности и, тем более, арендной платы за муниципальные земли, определяется ст.29 и 36 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Большие перспективы в увеличении сбора земельного налога в связи с передачей земли в частную собственность. Но и здесь необходимо решение кадастровой оценки земель.
В укреплении финансовых основ местного самоуправления должны принимать активное участие не только органы государственной власти, но и непосредственно органы местного самоуправления. За ними остаются функции правового регулирования бюджетно-финансовых отношений на местном уровне, а также принятие мер к развитию собственной финансовой базы. Для этого помимо эффективного налогового законодательства необходимы нормативно-правовые акты, предусматривающие конкретные меры финансового регулирования экономикой.
Органы местного самоуправления должны искать и находить различные пути оптимизации налоговых поступлений в местный бюджет. Например, наращивание налоговой базы в области платежей за пользование природными ресурсами.
Рассмотрим, в частности, пути увеличения поступлений в бюджет Солнечного района от платежей за пользование лесным фондом. Платежи за пользование лесным фондом являются важным источником налоговых доходов в связи с тем, что лесозаготовительная и деревообрабатывающая отрасль являются наиболее перспективными отраслями в экономике Солнечного района.
Размер арендной платы за пользование участком лесного фонда для заготовки древесины определяется как сумма минимальной ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и арендная надбавка за долгосрочную гарантию использования лесных ресурсов (до 49 лет) в расчете на годичный объем отпуска древесины на корню по арендуемому участку в соответствии с договором аренды
В соответствии с законом Хабаровского края о бюджетной системе на 2004-2005 года платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, переданы в федеральный бюджет. Однако все, что выше минимальных ставок, т.е. надбавки за долгосрочную аренду объектов лесного фонда, поступают в местный бюджет. Следовательно, местные органы власти должны быть заинтересованы в увеличении объемов продаж объектов лесного фонда в долгосрочную аренду. Тем более, что в Солнечном районе 4 лесхоза и вся расчетная лесосека доступна для долгосрочного пользования.
Поступления от сбора за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет (70%) и субфедеральный бюджет Хабаровского края (30%). Однако в местный бюджет поступают платежи за добычу подземных вод (60%). Поэтому для того, чтобы увеличить поступления от водного налога в районе необходимо финансировать открытие новых скважин.
Наряду с этим политика органов власти муниципальных образований должна быть направлена на расширение их налоговой базы путем создания благоприятных условий функционирования действующих малых и средних предприятий, а также новых предпринимательских структур.