Формирование налоговых доходов местных бюджетов
В целом изменение законодательства (бюджетного налогового, таможенного) снизило налоговые доходы федерального бюджета на 156 млрд. руб., а налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации - на 54 млрд. рублей.
Профицитный бюджет в течение последних трех лет позволял формировать финансовый резерв, на этой основе в 2005 году средства Стабилизационного фонда сверх накопленной суммы 500.0 млрд. руб. могут быть использованы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации в размере 168,0 млрд. руб.
Вместе с тем, финансовая самостоятельность местного самоуправления федеральным бюджетом не гарантируется и улучшения финансового положения большинства муниципальных образований в 2005 году ожидать не следует. В частности, это обусловлено тем, что в 2005 году будет только положено начало реализации реформы федеративных отношений и местного самоуправления, реформы межбюджетных отношений, предусматривающих приведение в соответствие доходных и расходных полномочий всех уровней бюджетной системы.
Формирование налоговых доходов местных бюджетов в 2005 году, которое прямо не устанавливается проектом закона о федеральном бюджете, но всецело зависит от него, будет происходить в русле начала вышеназванных реформ. При этом ряд изменений в налоговом законодательстве, влияющих на формирование налоговых доходов местных бюджетов, вводится в действие начиная с 2005 года.
В соответствии с законодательством, обеспечивающим реформирование межбюджетных отношений, на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации уже в 2005 г. возлагается часть расходных обязательств местных бюджетов. В целом расходные обязательства местных бюджетов в начале реформы в 2006 году сокращаются с 1281 млрд. руб. до 717,3 млрд. руб.
При этом предусматривается покрытие расходных обязательств местных бюджетов на 30 процентов (215,5 млрд. руб.) за счет финансовой помощи и на 60 процентов (434,8 млрд. руб.) -за счет налоговых доходов. Однако, очевидно, что в ряде муниципальных образований особенно с недостаточно развитой налоговой базой основную роль в формировании доходной части бюджетов будет играть финансовая помощь, которая в соответствии с Бюджетным кодексом становится собственным доходом бюджетов всех уровней.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс, в местные бюджеты предполагается направлять начиная с 2006 года 40 процентов поступлений от налога на доходы физических лиц (258млрд. руб. или 59 процентов от налоговых доходов местных бюджетов), в том числе 10 процентов за счет обязательной передачи регионами. Они будут распределяться между бюджетами поселений (10процентов) и бюджетами муниципальных районов (20 процентов). Кроме того, в местные бюджеты ( бюджеты муниципальных районов и городских округов) будет направляться 90 процентов единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности ( 23,8 млрд. руб.) и 60 процентов единого сельскохозяйственного налога (по 30 процентов - в бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов).
Начиная с 2005 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие не законами субъектов Федерации, а нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. При этом до 1 января 2006 г. законами субъектов Федерации по-прежнему определяется порядок введения данного налога и виды предпринимательской деятельности, для которых он вводится.
Особенностью 2005 г. является то, что доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности зачисляются в местные бюджеты не по нормативу 45 процентов, как в настоящее время, а, в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс, по нормативам, утвержденным законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на 2005г.
В 2005 году транспортный налог остается региональным налогом и все поступления от него пойдут в региональные бюджеты (50,2 млрд. руб.). Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс, с 2005 года исключается зачисление в местные бюджеты суммы налога на прибыль организаций по налоговой ставке в размере 2 процентов, что приведет к потере местными бюджетами примерно 58 млрд. руб. в год.
В результате этих преобразований местными остаются лишь два налога - земельный налог (54,2 млрд. руб.) и налог на имущество физических лиц (5,64 млрд. руб.). Причем это налоги поселений, которые, в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс, вводятся в действие представительными органами поселений ( муниципальных районов) и городских округов не ранее 1 января 2006г.( за исключением вновь созданных муниципальных образований, которые могут реализовать указанные полномочия в период с 1 января 2005 г. по 1 января 2006г.).