Пути реформирования налоговой системы Украины
Достижение главной цели государства – стойкого экономического роста и обеспечения уровня социальной справедливости – возможно лишь за счет создания надежного финансовой основы, стабильного, своевременного и полного поступления платежей в бюджет. Реализация этого задания связана с определением целей налоговой политики государства, изменениями методов проведения налоговой реформы, определением первоочередных заданий, которые наиболее эффективно будут влиять на инвестиционную, инновационную и социальную составляющие экономического развития, а также на совершенствование механизмов функционирования основных элементов системы налогообложения Украины. Налоговая политика должна базироваться на единых принципах: налоги должны быть стабильными и не слишком обременительными, но платить их обязаны все без исключения, а налоговое законодательство должно быть понятным доступным.
Для достижения вышеуказанного в контексте украинской современности нужно привести систему налогообложения в соответствие с приоритетами государственной политики социально-экономического развития страны, внести изменения в налоговое законодательство и упростить его, изменить методы администрирования налогов на более эффективные, создать открытую и подотчетную обществу систему. Одним из приоритетов экономической политики государства в ближайшей перспективе должно быть создание благоприятных условий для легального и эффективного функционирования реального сектора экономики.
Сегодня среди общего количества налогоплательщиков есть немало таких потенциальных плательщиков, которые, используя сложность, непонятность и непрозрачность налогового законодательства, применяют разнообразные схемы минимизации налоговых обязательств и уклонения от налогообложения. Теневая экономика создает реальную угрозу национальной безопасности и демократическому развитию государства, негативно влияет на общественную жизнь – экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание, отношения Украины с другими странами мира.
Определяющим фактором детенизации экономики страны должно стать проведение широкомасштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, упрощения системы налогообложения, усиления контроля за уровнем расходов производства, а также на минимизацию расходов на администрирование налогов. Детинизация и легализация экономических отношений будут содействовать улучшению инвестиционного климата в стране, увеличению количества рабочих мест, развитию государственного сектора экономики и, тем самым, будут обеспечивать стабильность налоговых поступлений в бюджет и усиление социального вектора экономической политики Правительства.
Реализация налоговой политики в Украине на современном этапе имеет исключительное значение. Во-первых, она должна обеспечить эффективное функционирование экономики государства, создав в Украине стабильную налоговую систему, которая давала бы возможность государству получать своевременно и в полном объеме поступления всех надлежащих платежей в бюджеты всех уровней. Во-вторых, благодаря реализации налоговой политики должны быть обеспечены справедливый подход ко всем категориям плательщиков налогов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение всех препятствий для развития их хозяйственной деятельности, а также создание условий для последующей интеграции Украины в мировое содружество.
Государство должно обеспечить налогоплательщикам такие условия, при которых они будут доверять ему и добровольно будут платить установленные законодательством налоги, сборы и обязательные платежи, а государственная налоговая служба должна стать высокопрофессиональной, информационно-развитой и максимально автоматизированной службой, которой будет доверять общество. Мы должны достичь максимального уменьшения влияния человеческого фактора на принятие решений, минимального вмешательства работников государственной налоговой службы в хозяйственную деятельность субъектов ведения хозяйства, создать и внедрить современные информационно-аналитические системы, обеспечить инструктаж налогоплательщиков, прозрачные формы и методы их обслуживания.
Для решения всех отмеченных проблем в налогообложении необходимо максимально ускорить создание единственного систематизированного законодательного акта – Налогового кодекса, который охватывал бы все без исключения вопросы налогового права и адекватно отвечал бы основам налоговой политики государства. К сожалению, ранее начатая работа с подготовки проекта Налогового кодекса Украины на определенное время была остановлена, а при реформировании налогового законодательства изменения не всегда вносились комплексно, направлялись на совершенствование лишь отдельных законодательных актов и регуляцию отдельных видов налоговых платежей. Из-за этого нынешняя система налогообложения не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики и имеет признаки конфискационного характера.