Налоговая система Украины
1. фискальная – важнейшая функция налогов. Ее основное назначение – наполнение доходной части бюджета для обеспечения финансирования государственных расходов. Характерным является стабильность этой функции – т.е. не просто формирование перечня поступлений в бюджет, а их механизма, действующего на постоянной основе.
2. регулирующая – своеобразное дополнение предыдущей. Затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления. Налоговое регулирование – это сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т.д. Она заключается в:
- установлении и изменении системы налогообложения;
- определении налоговых ставок и их дифференциации;
- предоставлении налоговых льгот.
Регулирующая функция налогов в современных условиях состоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать стимулы для активизации производственной деятельности, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых субъекту хозяйствования, и его конкретными хозяйственными акциями.
3. распределительная – представляет своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения она очень тесно переплетается с регулирующей функцией, и в одном действии могут проявляться обе, что позволяет говорить о существовании первичного вторичного (перераспределения) распределения с помощью налогов. (Косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков другим) – акцизы.
4. стимулирующая – создает ориентиры для развития или свертывания производства и другой деятельности. Иногда ее рассматривают как подвид регулирующей функции (может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налоговой базы).
5. контрольная – реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С ее помощью оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.
Указанное разграничение функций налоговой системы, как правило, носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.