Проблемы возмещения НДС в практике налоговых органов
- оформление документов от имени несуществующих организаций, зарегистрированных по подложным, утерянным или похищенным документам;
- имитирование поступления экспортной выручки на счет экспортера и расчетов с продавцами товаров посредством перечисления ссудных денежных средств внутри банка или группы банков в пределах одного операционного дня по замкнутому кругу и другие.
Для определения круга действий, необходимых для эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, требуется детальный анализ схем лжеэкспорта с целью неправомерного возмещения из бюджета НДС.
Что касается уголовно-правовой оценки незаконного получения компенсации по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать, что содеянное будет содержать состав преступления только в случае, если имеет место хотя бы одно из условий:
- экспортер не перечислил НДС контрагенту при покупке товара и тем самым нечего компенсировать, т.к. нет затрат, которые подлежат возмещению;
- по существу нарушены условия экспорта, предоставляющие право на возмещение НДС (несоблюдение формальностей далеко не всегда позволяет говорить о возможности наступления уголовной ответственности).
Если данные нарушения не будут обнаружены, но при этом контрагенты, участвовавшие в хозяйственных операциях, связанных с движением экспортируемой продукции, не перечислили НДС в бюджет, вывод о неправомерности получения компенсации организацией – экспортером представляется спорным.
Законодательством данный вопрос напрямую не урегулирован, а потому не представляется возможным утверждать, что лицо, пытающееся возместить затраты по уплате НДС, осознает незаконность своих действий. Руководитель организации – экспортера не должен осознавать незаконность действий, которые собирается совершить контрагент с полученными деньгами от совершения законной сделки.
Таким образом, собственно операция возмещения налога на добавленную стоимость будет содержать состав преступления, только если имеются фальсифицированные документы о совершенных сделках по покупке товара и (или) его экспорту либо если будет установлен факт использования организации – экспортера для неперечисления налога в бюджет (например, в случае если имеется сговор между руководителями организации – экспортера и руководителями организации – продавца, не перечислившими налог на добавленную стоимость в бюджет, либо если экспорт и неуплату налогов осуществляют одни и те же лица). В противном случае ответственность за налоговые правонарушения могут нести только те лица, которые были обязаны, но не уплатили НДС.1
Недобросовестные налогоплательщики превратили возмещение НДС в крупнейший источник доходов. Несмотря на то, что из года в год схемы, связанные с возмещением экспортного НДС, становятся все более изощренными, в характере выявляемых налоговыми органами схем прослеживаются определенные закономерности.
Как правило, в схемах необоснованного возмещения НДС предметом сделок является экспорт непрофильной продукции, чаще всего бывшие в употреблении товарно-материальные ценности, такие как авиадвигатели, запчасти к самолетам и автомобилям, металлорежущие и металлообрабатывающие станки, детали. Встречаются и специфические товары: например, очки ночного видения (в объеме – нескольких вагонов).
Вторая характерная особенность – отсутствие реального движения товара, передаваемого по цепочке от поставщика к покупателю. При этом товар, реализованный поставщиком на экспорт, приобретается через цепочку поставщиков, а первый поставщик товара зачастую не существует, т.е. не состоит на учете в налоговом органе либо находится в розыске. Оформление документов по таким поставкам товаров на экспорт носит чисто фиктивный характер, хотя по закону все требуемые документы по возмещению НДС бывают налогоплательщиками представлены.
На применение незаконных схем указывают также открытие участниками сделок расчетных счетов в одном банке, проведение расчетных операций в течение одного операционного дня, что связано с отсутствием денежных средств на расчетных счетах участников сделок, участие в незаконных схемах возмещения НДС самих банков. При этом валютная выручка экспортеров фактически на счета в банки не поступает, имеет замкнутый цикл между участниками экспортных сделок по их расчетным счетам в одном банке, а сами денежные средства заимствуются посредством выдачи займов, векселей и т.д.
Что касается иностранных покупателей экспортируемых товаров, то их основная часть представлена офшорными компаниями, зарегистрированными в зонах льготного налогообложения.
Работу Федеральной налоговой службы России в этой области иллюстрируют следующие данные.
В 2004г. налоговыми органами было отказано в возмещении НДС на сумму 38,5 млрд.руб. По результатам выездных налоговых проверок организаций – экспортеров, в том числе по вопросам обоснованности возмещения ими из федерального бюджета сумм НДС по экспортным операциям, доначислено около 11 млрд.руб. незаконно возмещенного НДС.1 Однако учитывая масштабы возмещаемого из бюджета налога на добавленную стоимость, следует отметить, что у Министерства в этой работе имеются значительные неиспользованные резервы.