Функционирование значительного теневого сектора
Как известно, теневая экономика, с одной стороны, ухудшает конкурентные условия для законопослушных субъектов рынка, а с другой - приводит к фискальным потерям. И чем больше объемы тенизации экономических отношений, тем больше диспропорции в социально-экономической системе и перераспределении ВВП.
Значительный теневой сектор тормозит наращивание тех инвестиций в национальную экономику, которые связаны с НТП. Дело в том, что инвестировать в передовые технологии могут преимущественно иностранные компании, имеющие соответствующие объемы капитальных ресурсов и опыт внедрения инноваций в производство. А такие инвесторы привыкли вести свою экономическую деятельность в совершенно иных экономико-институциональных условиях, их отпугивают риски не понятной для них теневой среды хозяйствования. Отечественные собственники крупного бизнеса, хотя и владеют достаточно значительными объемами капитала, все же не торопятся инвестировать его в рисковый инновационный сектор. Легально функционировать, не заботясь о сохранении конкурентных позиций и время от времени лоббируя для себя налоговые льготы, имеют возможность, главным образом, крупные предприятия базовых отраслей экономики Украины, а представителям среднего и малого бизнеса, чтобы "выжить" в жесткой тенизированной конкурентной среде, приходится использовать "серые" схемы хозяйствования. Причем низовым налоговым органам выгодно "всячески способствовать" теневому малому предпринимательству, а чиновники среднего звена имеют выгоду от "сотрудничества" с предприятиями с более высокими доходами.
В то же время государство недополучает огромные объемы налоговых поступлений, ему постоянно не хватает фискальных ресурсов на финансирование всех необходимых текущих социальных расходов, не говоря уже о мерах экономической и трансформационной направленности. Украина, параллельно с сохранением устаревшей отраслевой структуры национальной экономики, постепенно двигается в сторону инфраструктурного коллапса и масштабных социальных катаклизмов, которые лишь откладываются во времени социальным популизмом. Кроме того, уже в ближайшей перспективе дадут о себе знать, в частности, последствия от снижения боеспособности украинских вооруженных сил, ухудшение уровня образования, потери научного потенциала. Поэтому для нас очевидно, что при отсутствии реформ с каждым следующим годом будет все труднее находить баланс между экономическими и социальными целями налогово-бюджетной политики.
Еще один проблемный аспект. Чтобы сделать детенизацию бизнеса экономически целесообразной для его собственника, нужно существенно снизить уровень перераспределения ВВП. В противном случае сработает логика поведения налогоплательщика в условиях почти гарантированной безнаказанности налоговых правонарушений: зачем платить больше?
Правда, если рассмотреть проблему теневого функционирования субъекта рынка шире, то можно заметить следующее:
1) существует хотя бы гипотетическая вероятность выявления налоговыми органами фискальных злоупотреблений, со всеми его негативными последствиями;
2) сокрытие от налогообложения части доходов ограничивает возможности капитализации бизнеса (теневое хозяйствование - это "рай" для мелких предпринимателей, не стремящихся расширять экономическую деятельность);
3) немало нарушений налогового законодательства осуществляются не вследствие фискального нигилизма налогоплательщика, а для "выживания" в жесткой конкурентной среде.
В силу всего этого со значительной тенизацией экономических отношений бороться можно, нужно лишь правильно расставить акценты ("кнуты и пряники") в такой борьбе. Причем поощрять путем снижения налоговой нагрузки целесообразно не предпринимательскую деятельность как таковую, а в первую очередь - решения субъекта рынка в отношении капиталовложений в бизнес.
Важно, чтобы либерализация налогообложения прибыли стимулировала не "проедание" денежных средств и "поддержание на плаву" всех действующих предприятий, а инвестиции в производство. Снижение до 20% ставки налога на прибыль уже вряд ли может выступить весомым стимулом к предпринимательству и детенизации экономических отношений (ведь в обществе распространилось недоверие к налоговым инициативам), а фискальных потерь не избежать. Тем более, что фискальная эффективность налога снизилась с 5,52% ВВП в 2005 г. до 4,87% ВВП (до уровня 2003-2004 гг.) в 2008 г. К тому же высокие темпы экономического роста 2000-2004 гг. во многом обусловливались постепенным расширением производства за счет загрузки мощностей, не задействованных во времена кризиса 90-х годов. Теперь этот резерв практически полностью использован, и нужно искать новые налоговые рычаги ускорения воспроизводственных процессов на инновационно-инвестиционной основе. Таким рычагом может быть, в частности, снижение ставки налога на прибыль для субъектов рынка, закупающих оборудование. Приемлемы для введения в Украине также налоговые механизмы поощрения инвестиций в инновационный сектор и экологические (энергосберегающие) технологии в формах ускоренной амортизации и уменьшения налогооблагаемой прибыли, используемых в странах ЕС.