Система налогообложения в РБ
Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах [9, с.80].
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК) [13], Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами) [6], а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.
Первый законодательный уровень - это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.
Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения [4, с. 52].
В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
ü однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
ü оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
ü одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
ü установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
ü четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
ü обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
ü стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.
В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.
В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:
ü прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увеличивается);
ü регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);
ü пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода).