Заключение
В Российской Федерации в течение десятилетия реформ сложился принципиально отличный от существовавшего ранее механизм бюджетных взаимоотношений органов власти различного уровня. Был совершен переход к системе делегирования и разграничения полномочий, проведена бюджетно-налоговая децентрализация. В то же время реформа межбюджетных отношений до сих пор не коснулась таких основополагающих блоков системы межбюджетных отношений, как разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, распространение реформы на уровень субъектов Федерации (взаимоотношения региональных и местных властей), развитие нормативно-правовой базы бюджетного процесса на региональном и местном уровнях.
Основная причина хронического кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов России — резкая диспропорция между переданными на субнациональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование. Официальная (легальная) система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия. Отсутствие легальных полномочий по управлению общественными финансами означает отсутствие легальной ответственности за его результаты, следствием чего являются принятие решений по принципу политической целесообразности и неэффективное управление общественными финансами.
[1] Поляк Г.Б. Финансы. М.- 2003г. с. 50
[2] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. М.- 2001г. с. 83
[3] Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. М.- 2002г. с. 158
[4] Берлин С.И. Теория финансов. М.- 2001г. с. 79
[5] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию , май 2003 г.
[6] Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. //Финансы №10, 2004г., с. 7
[7] Пронина Л.И. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений.//Финансы №3, 2004г., с. 20
[8] Лавров А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах РФ.//Финансы №9, 2004г., с. 5
[9] Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. //Финансы №10, 2004г., с. 11
[10] Пронина Л.И. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений.//Финансы №3, 2004г., с. 19
[11] Письмо Министерства Финансов РФ №06-06-01 от 07.07.2004г
[12] Письмо Министерства Финансов РФ №06-06-01 от 07.07.2004г
[13] Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. //Финансы №10, 2004г., с. 9
[14] Лавров А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах РФ.//Финансы №9, 2004г., с. 9
[15] Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ, 6.10,2003 г.)