Варианты регулирования межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации
Большинство норм, регулирующих взаимоотношения между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Федерации, вступают в силу с 1 января 2005 г. В то же время нормы, регулирующие взаимоотношения между бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований, вступают в силу с 1 января 2006 г. В 2005 г. вопросы финансовых взаимоотношений между региональными и местными бюджетами должны регулироваться законами субъектов РФ о бюджетах на 2005 г.
Таким образом, субъектам РФ при формировании проектов бюджетов на 2005 г. предстоит сделать выбор между различными вариантами переход;) к новой системе межбюджетных отношений. Такими вариантами являются;
1) «консервативный»; сохранение на 2005 г. сложившейся системы межбюджетных отношений;
2) «ограниченно-реформаторский»: введение отдельных элементов новой системы межбюджетных отношений;
3) «умеренно-реформаторский»; создание основ новой системы межбюджетных отношений с сохранением отдельных элементов(принципов)их традиционного регулирования:
4) «реформаторский»: переход к новой системе межбюджетных отношений.
Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки (таблица 2).
К «консервативному» и «ограниченно-реформаторскому» варианту могут прибегнуть все без исключения субъекты Федерации.
Их преимуществом является возможность концентрации усилий органов государственной власти субъектов РФ на более тщательной подготовке и проведении реформы местного самоуправления, являющейся необходимой предпосылкой для перехода к новой системе межбюджетных отношений, а также на разработке и принятии и весьма сжатые сроки (до 1 января 2005 г.1 нормативных актов, регулирующих осуществление их новых полномочий (прежде всего, в области социальной зашиты населения и регулировании заработной платы в бюджетной сфере). Ошибки в проведении этих фундаментальных реформ не позволят реализовать преимущества новой системы межбюджетных отношений, а в крайних случаях — даже дискредитируют ее.[14] В то же время субъект федерации, избравший «консервативный» вариант, будет поставлен перед необходимостью проведения при формировании бюджета на 2006 г. радикальной реформы межбюджетных отношений с достаточно высокими рисками принятия неверных решений и, следовательно, затягивания переходного периода. При этом преимущества данного варианта могут быть реализованы только в случае активного формирования в 2004—первой половине 2005 г. субъектом федерации нормативно-правовой базы для осуществления своих полномочий и отмены «необеспеченных мандатов». В противном случае уже к середине 2005 г. органы государственной власти субъекта РФ окажутся перед необходимостью проведения реформы межбюджетных отношений в условиях неопределенности разграничения полномочий между региональными и местными органами власти.
Таблица3.1
Сравнение вариантов перехода к новой системе межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации
Вариант |
Преимущества |
Недостатки |
Ограничивающие условия |
«Консервативный» |
Возможность более детальной проработки сопутствующих вопросов |
Необходимость «одномомент- ного» переходи к новой системе межбюджетных отношений в 2006 г. с высокими рисками принятия ошибочных решений |
Отсутствуют |
«Ограниченно- реформаторский» |
Возможность более деталь- ной проработки сопутствующих вопросов при одновременной отладке тех или иных элементов новой системы межбюджетных отношений |
Риски «несовместимости» элементов различных систем межбюджетных отношений и ограниченность возможностей использования опыта 2005 г. при переходе в 2006 г. к новой системе межбюджетных отношений | |
«Умеренно- реформаторский» |
Возможность контролируемого проведения комплексной реформы бюджетной системы при ее корректировке в 2005 г. |
Необходимость разработки и принятия в 2005 г. большого числа нормативных актоп |
Наличие муннциияльных образований (.местных бюджетов» на уровне посе-лений или развитии системы формирования и исполнения смет на уровне населенных пунктов (их групп) |
«Реформаторский» |
Наличие (создание) муниципальных образований (местных бюджетов) двух уровней (поселении и районов» |