Международные кредитно-финансовые организации
Развитие мировой экономики предполагает необходимость регулирования, проведения согласованных действий и координации экономической, в том числе и валютно-финансовой политики государств. В этих условиях возрастает роль международных институтов, особенно валютно-кредитных и финансовых организаций.
Причинами, обусловившими возникновение и функционирование международных валютно-финансовых институтов, являются следующие: глобализация мировой экономики; расширение и углубление мирохозяйственных связей; усиление процессов экономического регулирования в условиях нестабильности. Они призваны решать такие основные задачи, как осуществление межгосударственного валютно-финансового регулирования, разработка стратегии и тактики мировой валютно-финансовой и кредитной политики в целях стабилизации международных финансов и ряд других.
Основными международными валютно-кредитными и финансовыми организациями являются МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов.
Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (июль 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гемпшир). На конференции был принят Устав МВФ (статьи Соглашения о МВФ), который вступил в силу 27 декабря 1945г., а деятельность фонда началась в мае 1946г. в составе 39 стран-членов, непосредственно валютные операции стали проводиться с 1 марта 1947г.
Россия вступила в МВФ в июле 1992г. По состоянию на январь 1999г. число стран-членов МВФ составляет 182. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США), а отделения – в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН (Нью-Йорк).
Основная миссия МВФ – регулирование валютно–кредитных отношений государств- членов и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях путем предоставления кредитов в иностранной валюте. В соответствии с миссией основными целями МВФ являются:
1) расширение сотрудничества стран в валютно-финансовой сфере;
2) поддержка стабильности валют и регулирование отношений в валютной области среди государств-членов;
3) оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между странами-членами;
4) устранение валютных ограничений;
5) временное предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для решения проблем в финансово-кредитной сфере.
Высшим органом управления МВФ является Совет управляющих, в ведении которого входит решение таких вопросов, как внесение изменений в статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр долей государств-членов в капитале, выборы исполнительных директоров.
Принятие решений в МВФ определяется голосованием, причем доля голосов стран-членов зависит от их доли в капитале Фонда. В соответствии с этим наибольшим количеством голосов в МВФ обладают (1998г.): США – 17,78%; Германия – 5,53%;, Япония – 5,53%; Великобритания – 4,98%; Франция – 4,98%; Саудовская Аравия – 3,45%; Италия – 3,09%; Россия – 2,90%.
Совет управляющих делегирует ряд своих полномочий Исполнительному совету (директорату), который решает многие политические и административные вопросы деятельности МВФ. Число исполнительных директоров равно 24. Кроме того, Исполнительный совет выбирает директора – распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда в течение пяти лет.
Финансовые ресурсы МВФ образуются за счет капитала Фонда и заемных средств. Капитал формируется за счет взносов государств – членов, проводимых по подписке. Каждая страна-член имеет квоту, выраженную в СДР, которая определяет:
· сумму подписи на капитал
· возможности использования ресурсов Фонда