Заключение
Процесс исследования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженности был осуществлён по следующим этапам:
1. Изучение теоретических вопросов применения факторинга.
2. Анализ эффективности использования факторинга на примере предприятия ООО «Гросс парк».
3. Разработка путей оптимизации применения факторинга для ООО «Гросс парк» и прочих хозяйствующих субъектов.
Основной информационной базой исследования послужили бухгалтерская отчётность ООО «Гросс парк» и аналитические счета: 51,90,62,60,41 за период с 01.07.2006 по 01.12.2007. Также была использована статистическая информация по осуществлению факторинга ОАО АКБ «Фактора». При этом факторами, ограничившими масштаб анализа, явились:
- молодость предприятия. (фактическая деятельность началась с июля 2006 года);
-отсутствие на момент анализа сданной бухгалтерской отчётности за 2007 год;
-отсутствие ряда счетов за 4 квартал 2007 года и первый квартал 2008;
-отсутствие более полных статистических данных по фактической оборачиваемости дебиторской задолженности за 2007, кроме 62 и 51 счётов.
-при проведении анализа не учтено изменение налоговой нагрузки на предприятии за счёт применения факторинга. Анализ показателей произведён без учёта НДС и налога на прибыль.
Данные ограничения удалось преодолеть путём сравнения средних величин за соответствующие периоды.
По итогам проведённого исследования сформулированы следующие выводы:
· Факторинг является новым и перспективным инструментом управления дебиторской задолженностью в условиях дефицита финансовых ресурсов на предприятии.
· В экономической литературе отсутствует единый подход к определению сущности и значения факторинга. В связи с этим, факторинг целесообразно определить, как финансово-комиссионную операцию, в основе которой лежит переуступка прав требования, и которая является комплексным инструментом управления дебиторской задолженностью и роста продаж.
· У факторинга есть свои преимущества и недостатки, объективные ограничения использования, которые необходимо учитывать при выборе этого финансового инструмента. Средние затраты по факторингу, как правило, превышают затраты по привлечению банковского кредита. Эффективность его использования определяется финансами конкретного хозяйствующего субъекта, его стратегическими целями и задачами.
· На основе анализа применения факторинга в ООО «Гросс парк» удалось доказать его практическую эффективность. Основными «достижениями» факторинга можно считать: уменьшение «иммобилизации» финансовых ресурсов; увеличение клиентской базы на 350%, ускорение средней оборачиваемости дебиторской задолженности на 83,9%; сокращение периода её оборота на 29 дней; получение более 40% от валовой выручки и прибыли за 9 месяцев 2007 года именно благодаря факторингу.
· Факторинг имеет ограниченное применение в качестве инструмента роста продаж: размер финансирования по факторингу «привязан» к дебиторской задолженности и осуществлённым отгрузкам.
Практическим результатом данной дипломной работы можно считать разработанные рекомендации для ООО «Гросс парк» и прочих хозяйствующих субъектов по применению факторинга. Так, для увеличения эффективности использования факторинга предприятию следует:
1. Провести переговоры с ОАО АКБ «Фактором» на предмет увеличения текущего лимита финансирования по факторингу на 4064205,43 рубля для достижения планового объёма продаж в 2008 году.
2. Добиваться досрочной оплаты счетов его дебиторами. Это позволит сократить расходы по факторингу в текущем периоде.
3. Переводить всех новых клиентов на факторинговое обслуживание с максимальной долей финансирования, т.к. вероятность безнадёжных долгов по ним невелика.
Хозяйствующим субъектам при применении факторинга следует:
1. Проводить комлексный анализ дебиторской задолженности для определения текущих финансовых потребностей. При этом целесообразно рассчитать основные показатели динамики и оборачиваемости дебиторской задолженности; определить размер упущенной выгоды от неиспользования денежных средств, «зависших» в ней.
2. Сопоставлять эффективность использования факторинга с эффективностью других инструментов управления дебиторской задолженностью: предоставлением скидок, системой штрафов, краткосрочным кредитованием, учётом векселей. Эффективность определяется соотношением результата применения того или иного инструмента и затрат.
3. При принятии решения по факторингу сопоставлять дополнительный доход от его применения с расходами по формуле (13). При этом оптимальный лимит финансирования следует определять по формуле (12).
4. Учитывать дополнительные доходы от таких функций факторинга, как административное управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, проведения анализа платёжеспособности дебиторов.
5. Стараться приводить размер и качество дебиторской задолженности в соответствие с основными требованиями факторинговых компаний.